Posted 18 февраля 2007,, 21:00

Published 18 февраля 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:42

Updated 8 марта, 08:42

Медведь ушел в Китай

Медведь ушел в Китай

18 февраля 2007, 21:00
Победителей 57-го кинофестиваля Берлинале объявили в субботу вечером в столице Германии. Главную награду – «Золотого медведя» – присудили китайскому режиссеру Вану Цюаньаню за фильм «Свадьба Туйи». Эта картина выиграла, несмотря на то, что критики не воспринимали ее всерьез, а вот фавориты фестиваля надежд не оправдали

Скопление в начале конкурсной программы длинного, однообразного, плоского американского кино было стратегической ошибкой руководства Берлинале. Хотя вряд ли ошибкой, скорее всего, это было связано с расписанием голливудских звезд, приток которых на Потсдамер-платц был весьма внушительным: от Шерон Стоун до Роберта Де Ниро, от Клинта Иствуда до Анджелины Джоли, от Мэтта Дэймона до Кейт Бланшетт. В то время как пресса злилась, раздражалась, подвергала фестиваль резкой критике, публика ломилась в фестивальные залы, что, в конечном счете, руководство фестиваля занимало гораздо больше, нежели высокое искусство.

Ну, а журналисты в это время с хмурыми лицами шли с утра на работу в Берлин-паласт без всякой радости, не в состоянии после просмотра вспомнить ни одного кадра из увиденного. Если попадались на этом фоне картины, которые вызывали хоть какой-то эмоциональный отклик, им радовались вдвойне.

Два совершенно разных фильма неожиданно оказались объединены одной темой – как заработать деньги. «Ирма Палм» Сэма Гарбарски – драма, «Я обслуживал короля Англии» Иржи Менцеля – комедия. Первый – типичное среднеевропейское кино – снятая на английском копродукция Бельгии с Германией, Люксембургом, Великобританией и Францией. Второй – кино типичное восточноевропейское, а именно чешское, а именно менцелевское. Кто-то из западных критиков написал в восторге, что готов отдать все фестивальное кино за одно то, как Мэгги, она же Ирна Палм, носит свою сумку. Актриса Марианна Фейтфул в роли вдовы под шестьдесят с лондонской окраины немедленно стала любимицей критиков и их единственным претендентом на приз за лучшую женскую роль. Но картины, которые интересно смотреть, обычно призы не получают. Так и оказалось.

Распределение призов жюри во главе с американским режиссером и сценаристом Полом Шредером провело корректно и нейтрально, так что комментировать здесь особенно нечего. Как всегда, в призеры вышли фильмы, о которых особенно не говорили, а после того как они получили призы, пожали плечами: а почему бы и нет?

«Золотой медведь» достался неплохой, но очень длинной и скучной китайской картине «Свадьба Туйи» о тяжелой судьбе женщины, которая со своей семьей скитается по бесконечным степям Монголии.

Гран-при жюри и «Серебряного медведя» получил фильм «Другой» аргентинского режиссера Ариэля Роттера – притчеобразная история о человеке, для которого бизнес-поездка становится поездкой в иные, другие жизни. Исполнитель главной роли Хулиол Чавес получил приз за лучшую мужскую роль.

«Медведь» за лучшую режиссуру достался израильскому режиссеру Йозефу Седару за фильм «Бофор» о конце последнего оплота израильской армии в Ливане, крепости Бофор. За лучшую женскую роль отметили немку Нину Хосс (фильм «Йелла» Кристианы Петцольд), сыгравшую современную бизнесвумен со всем и ее проблемами.

Три награды из врученных вызывают особое удивление. Роберт Де Ниро получил специальный приз «за выдающийся вклад в киноискусство» – «за актерский состав» фильма «Good Shepherd». Ту самую картину, название которой наши пираты наскоро перевели, как «Ложное искушение», которое буквально переводится, как «Хороший пастух», а еще точнее, как «Добрый пастырь». Деревянный Мэтт Дэймон, банальная Анджелина Джоли, стертые до неузнаваемости Уильям Харт и Тимоти Хаттон, никакой Джон Туртурро. Поживее других разве что Алек Болдуин и Майкл Гэмбон, да сам Роберт Де Ниро в небольшой роли. Конечно, хорошо собрать такой звездный состав, но вряд ли за одно это стоит вручать «Серебряного медведя».

«Серебряный медведь» за лучшую музыку достался фильму без композитора. Поэтому получил его английский режиссер Дэвид Маккензи – «за лучшее использование музыки» в его фильме «Халам Фои» (Великобритания). Ну что тут скажешь?

И, наконец, приятная неожиданность. Приз кинокритиков ФИПРЕССИ был вручен фильму Иржи Менцеля. Наверное, критики все-таки имели в виду его славное прошлое, потому что обычно столь легкие для восприятия фильмы, как «Я служил королю Англии», обычно остаются вне зоны их внимания. Все равно замечательно.

Российские фильмы в конкурсной программе не участвовали. Документальный фильм Владимира Иванова «Москва. Pride-06» о московском гейпараде и лента режиссера Тимура Бекмамбетова «Дневной дозор» были показаны только в рамках кинофорума.

"