Рус
Eng
Утомленные Новым годом

Утомленные Новым годом

19 января 2016, 00:00
Культура
АЛЕКСЕЙ МАЖАЕВ
Утомленные Новым годом

Идея встретить Новый год на даче заставила проявить технологическую смекалку, чтобы не остаться без главного новогоднего блюда – «Иронии судьбы». В сложной схеме были задействованы телевизор, ноутбук, 3G-модем и шнур с USB-входами – в результате Женя Лукашин попал на новогодний стол прямо из интернет-трансляции Первого канала, выведенной на большой телеэкран. Качество картинки вполне соответствовало привычному уровню, пока по ТВ шли фильмы Рязанова и Гайдая. Но когда на экране появились лопающиеся от позитива представители попсы, трансляция моментами стала ощутимо рассыпаться на пиксели. Что, впрочем, как нельзя лучше соответствовало новогоднему телевидению начала 2016 года.

В принципе, в новогоднем телеформате нет ничего нового: его всегда будут ругать и всегда будут смотреть за неимением лучшего. Эфир составляется так, чтобы мелькали знакомые лица и знакомые песни, от которых можно в любой момент без всякого ущерба отвлечься на петарды и падения в салат. Разница в том, что в прежние годы телевизионщики пытались придумать хоть что-то креативное, и это порой даже вызывало желание спокойно пересмотреть новогодний эфир чуть позже, например, на Старый Новый год. На этот раз весь креатив был связан со стремлением как-то замаскировать кризисную экономию средств.

Говорят, что специальные новогодние шоу снимали только два основных канала – остальные обошлись либо перемонтированным старьем, либо показами заранее снятых ретро-фестивалей. Некоторые пытались неловко маскировать действо под прямой эфир при помощи фальшивых прямых включений: не знаю, умилила ли кого-нибудь подобная наивность, если даже пенсионерки давно не верят в то, что картинка в их телевизоры поступает в реальном времени. Первый канал, кстати, на «прямоэфирность» впрямую не указывал, но ему явно было бы приятно, если бы кто-нибудь поверил в онлайн-природу «включений» с катка ВДНХ и Красной площади.

Даже каналы, которые представили как бы оригинальные шоу, главной задачей поставили не спугнуть своего лояльного зрителя. Мне кажется, если бы «Россия-1» поставила в эфир прошлогоднее шоу, почти никто бы и не заметил разницы. Что касается Первого, то он постарался максимально использовать естественные декорации – каток и ГУМ, предновогоднее убранство которых позволило сэкономить на елочных украшениях и серпантине. Из-за этого шоу распадалось на пиксели не только у меня в ноутбуке – новогодняя теленочь производила впечатление неряшливо сверстанных отдельных роликов, а Андрей Малахов в кадре был то с усами, то без. Концертные номера, снятые в ГУМе, вообще не успели срежиссировать, поэтому Дима Билан и Валерий Леонтьев просто пели, идя куда-то по магазину в сопровождении подтанцовки: подобная немудреная сценография некоторым напомнила новогодние эфиры 1980-х. Ретро-хиты случайным образом перемежались новинками, а участников шоу «Голос» использовали в основном в коллективном исполнении кавер-версий. Так, сенсационный победитель финала иеромонах Фотий появился в составе импровизированного ансамбля, распевающего «секретовский» «Последний час декабря». (Не после ли этого ему запретили участвовать в рождественском фестивале Григория Лепса?)

Телевизионщики по-прежнему считают, что новогодняя ночь как бы обнуляет все проблемы уходящего года, и с первой минуты нового года зрители должны видеть только счастливых звезд, произносящих банальности с фужерами шампанского в руках. Сейчас аудитория их просто пропускает мимо ушей, а по мере разрастания кризиса знаменитости, у которых все прекрасно, начнут серьезно раздражать. Но, может быть, к тому времени и телевизионщики перейдут на низкобюджетные «Огоньки»?

Пока же главная экономия – на креативе. Новогодние эфиры похожи на утомительные новогодние каникулы. Многие люди ждут эту десятидневку, предвкушая лыжные прогулки и походы по музеям, – а потом плотно садятся с салатом у телевизора и 11 января удивляются, на что они потратили январский отпуск. Ровно то же самое происходит с телеканалами: первые три дня они фонтанируют фильмами Гайдая и «Песнями года» с «Золотыми граммофонами», затем показывают «Один дома», а потом, перебрав комедии пожиже и робко представив новинки, которые мало кто полюбит, возвращаются к повторам сериала «След» и прочей непраздничной сетке. В этом можно, конечно, узреть намек на то, что пора оторваться от экрана и встать на лыжи, но зритель намеков не понимает, продолжая сидеть перед телевизором и ворчать, что смотреть нечего. С одной стороны, это значит, что телевидение у нас такое, какого население и заслуживает. С другой стороны – в хорошем выигрыше останутся каналы, которые в следующем году придумают что-то новое и небанальное.

Автор – музыкальный обозреватель «НИ»

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter