Рус
Eng
Притормози, притормози

Притормози, притормози

19 января 2016, 00:00
Культура
Евгения ТЮЛЬКИНА
Закончился широкий российский прокат очередной комедии режиссера Жоры Крыжовникова «Самый лучший день». Этот фильм, в отличие от предыдущего хита «Горько!» о традициях русской свадьбы и его продолжения «Горько!-2» о традициях русских похорон, не смог стать по-настоящему народным, и не в последнюю очередь – из-за продюс

После первых дней проката «Горько!» дебютант в кино Жора Крыжовников, как говорится, проснулся знаменитым. Этот фильм, буквально препарирующий русскую душу, полюбился и широкой аудитории, которая ходит в кино посмеяться и поплакать, и тем, кого хлебом не корми – дай поискать скрытый смысл. Были и те, кто увидел в фильме пресловутое «очернение» – популярнейший эпитет для любого произведения, которое берет на себя смелость рассказать историю о соотечественниках. В общем, это нормальная судьба талантливого российского фильма.«Горько!», как и чемпион по «очернению» – фильм «Левиафан», говорит про современных нас, про нашу страну – только не универсальным киноязыком, как Звягинцев, фильмы которого понятны носителю любой культуры, а именно по-русски – и потому «Горько!» остается исключительно национальным явлением. Фильм же «Самый лучший день», который тоже изобилует сценами русской жизни (считайте, сценами русской пьянки), шутками про любовь и ненависть к своей семье, до боли знакомыми провинциальными реалиями и в целом просто мимикрией под другие фильмы Крыжовникова, стал в итоге не явлением, а продуктом.Пьяный сотрудник ДПС Васютин (Дмитрий Нагиев) под Новый год встречает хорошенькую девушку Олю (Юлия Александрова), влюбляется и бросает пить. Ровно после решения жениться в его служебную машину врезается столичная поп-звезда Алина Шепот, которая тянет его в пучину пьянства и разврата, отпугивает невесту, а потом уезжает. Матросит и бросает. Все это время девушка Оля переживает, пытается вернуть Васютина, собственноручно набить морду поп-звезде, в общем, борется за свое сомнительное счастье аки львица. Сам Васютин, мерзковатый увалень, повелся на шутки Алины Шепот и возомнил себя красавцем, за которого действительно могут бороться девушки. Если чего-то он в жизни и опасается, так это гнева своей мамы в исполнении Инны Чуриковой.«Самый лучший день» – это будто картонная постановка на фоне богатых пшеничных полей нашей родины и ее бесконечных дорог. Здесь если невеста – то обязательно милая и хорошенькая, мама – строгая и волевая, разлучница – разбитная и дерзкая, и так далее. Жанр фильма обозначен как «караоке-комедия», свои чувства в нем герои выражают песнями, и, надо сказать, подборка музыкальных номеров у Крыжовникова получилась идеальной. Это «Зеленоглазое такси» – психоделическая карусель, которой руководит Алина Шепот в откровенном купальнике, «Луч солнца золотого» во время предложения, «Батарейка» под страдания, «Песня мамонтенка», чтоб порадовать маму, «У меня появился другой» для девичьего танца на бензоколонке, «Мама Люба» для пьяного угара в машине (это, пожалуй, самая убойная сцена фильма, над которой ну просто невозможно не смеяться)… Вот только ставка на известных актеров, которым и доверено все это исполнять, получилась проигрышной. Елена Яковлева, Михаил Боярский и Инна Чурикова смотрятся в этом карнавале как-то нелепо и даже смущенно, в противовес актерам других фильмов Крыжовникова, для которых этот русский треш будто родной. Удивительно неорганичным оказался и Дмитрий Нагиев, едва ли не главное «заманилово» фильма. Если в нашумевшем сериале «Физрук», который, по справедливому замечанию журналистов, объединил «Россию айфона» с «Россией шансона», он играл с потрясающей самоиронией, то здесь он просто кривляется, и на его фоне куда более смело и убедительно выглядит поп-звезда в исполнении солистки группы «Серебро» Ольги Серябкиной (без сомнений, одна из главных удач фильма).Кстати, наиболее удачным музыкальным номером сам режиссер и многие критики называют снятый единым дублем волевой порыв Оленьки под песню I Will Survive, довольно сложный хореографически, вот только вряд ли эти уши не растут из взорвавшего Интернет пару лет назад снятого единым же дублем клипа певицы Кайзы…Финал фильма и вовсе бьет наотмашь. Это не передача типа «Понять и простить», не телефильм для дневного будничного эфира, но сцена, когда предавший и опозоривший Олю полуподлец-недотепа Васютин просит прощения, обе семьи участвуют в этой коллективной подставе и выбивают из невесты прощение, от них мало чем отличается. Вдобавок после этого все поют и пляшут.Вроде бы схема «сначала творчество – потом деньги» понятна и логична. Но в случае с талантливым и самобытным режиссером Крыжовниковым такой внезапный переход с искренних фильмов к фильмам зрителю на потребу оказался слишком уж резким и неожиданным. В «Самом лучшем дне», как в самых диких продюсерских проектах, сделанных вообще без заботы о зрителях, есть даже реклама, которую, видимо, ну никак нельзя было оставить за пределами экрана. Не верится, что создатели фильма не понимают: деньги все равно когда-нибудь закончатся – но осадочек останется. Тем более что сделанный буквально на «коленке» малобюджетный фильм «Горько» без продюсерского вмешательства в замысел собрал в прокате больше.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter