Posted 18 января 2011,, 21:00

Published 18 января 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:27

Updated 8 марта, 06:27

Летняя драма в зимнем интерьере

Летняя драма в зимнем интерьере

18 января 2011, 21:00
Премьера самой лирической оперы из наследия чешского классика Леоша Яначека «Катя Кабанова» состоялась в Михайловском театре. Либретто, написанное композитором по драме Александра Островского «Гроза», выводит на первый план не внешнее противостояние героини и окружающего ее мира, а внутренние противоречия ее личности.

В эпоху тотального увлечения психоанализом творчество композитора, ставшего одним из основоположников музыкальной психологии XX века, приобретает все большую притягательность. И предоставляет большое поле деятельности для реализации режиссерских задач. Но, к сожалению, снискавший славу как успешный постановщик чеховских пьес бывший руководитель гамбургского Deutschen Schauspielhauses австрийский режиссер Нильс-Петер Рудольф на этот раз оказался не на высоте.

В постановке странным образом сочетается полное отсутствие режиссуры и ее навязчивое присутствие. Первое выражается в абсолютно не мотивированных поступках персонажей, а второе – в обилии их двигательной активности и прямо-таки рекордном количестве символов. Уже на увертюре странное ощущение производит напоминающий люминесцентную трубчатую лампу гигантский луч, медленно и многозначительно проплывающий через сцену. Кто бы сомневался, что маститый постановщик хорошо знает статью Николая Добролюбова «Луч света в темном царстве». И все-таки зачем так прямолинейно? В ступор вводит зрителя и проекция на заднике сцены огромного моргающего глаза, выдержанного в бордовых тонах, который появляется в моменты психологических терзаний главной героини.

Кроме того, на протяжении всего спектакля на подмостках идет снег, что довольно неожиданно, ведь если вспомнить пьесу Островского, то в ней – лето, Волга, раскаты грома. И весьма нелепо смотрится, когда на фоне снегопада в одном из эпизодов на сцене появляется группа людей с зонтами и звучит реплика: «Кажется, дождик накрапывает».

Впрочем, если отрешиться от казусов, штампов и нелепостей постановки, то в сухом остатке не так уж и мало: прекрасная музыка Яначека, слаженный оркестр под управлением музыкального руководителя и главного дирижера Михайловского театра Петера Феранеца и хорошие вокалисты. Особенно исполнительница главной партии – обладательница звучного и богатого красками сопрано Татьяна Рягузова.

"