Posted 18 января 2011,, 21:00

Published 18 января 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:27

Updated 8 марта, 06:27

Тупело – не проканало

Тупело – не проканало

18 января 2011, 21:00
После «Оскара» в разряде «Лучший иностранный фильм» Флориан Мария Георг Христиан граф Хенкель фон Доннерсмарк получил в Голливуде 100 миллионов долларов, Анджелину Джоли и Джонни Деппа для переделки французского фильма пятилетней давности. Расплата за легкомыслие не замедлила последовать: за месяц «Турист» собрал в США

Легко догадаться, почему продюсеры фильма пошли на то, чтобы согласившаяся сняться в «Туристе» Анджелина Джоли сама выбрала себе режиссера – они просто не смогли отказаться от предложения, сделанного им суперзвездой. Хотя должны были понимать, насколько рискованно доверять такой бюджет новичку, чей постановочный опыт включает четыре короткометражки и один недорогой полнометражный фильм. Добро бы еще Доннерсмарк проявил в «Жизни других» жанровое дарование, позволяющее рассчитывать на то, что он справится с авантюрно-романтической комедией, но на это не было и намека.

Вторым неоправданным шагом оказалось приглашение Деппа, играющего так, что напрашивается мысль, будто ему посулили одну роль, а дали другую. А в ней ему нечего делать, кроме как валять дурака, то есть почти все экранное время строить из себя недотепу, случайно попавшего в переделку, и не иметь возможности показать настоящее лицо своего героя. К тому же слишком заметно, что Анджелина – героиня не его романа, а Брэда Питта, который наверняка составил бы со своей женой гораздо более живую пару – наподобие той, что они сыграли в «Мистере и миссис Смит». Похоже, что постановщик перехитрил сам себя: взявшись делать заведомо второсортный продукт, он решил хоть здесь проявить оригинальность – и напрасно.

Другая, не менее оригинальная идея режиссера, некогда изучавшего в Петербурге русскую литературу такова: он дал подручным главного негодяя фамилии персонажей «Бесов»: Виргинский, Липутин, Лебядкин и Шигалев, хотя их новые носители не имеют почти ничего общего с героями Достоевского. Как бы то ни было, нелепость в том, что этот номер вообще не срабатывает, поскольку подавляющая часть публики роман не читала, а те, кто читал, могут полюбоваться на эти фамилии или в финальных титрах, до которых любители чтения не досидят, или задним числом на сайте фильма. Помимо этого, «русскоговорящую» фамилию Тупело носит и главный герой, но, судя по всему, ограниченные познания режиссера в русском языке не позволили ему это заметить и тем более обыграть.

Более осмысленным знаком является присутствие на экране Тимоти Далтона в роли босса английской спецслужбы, следящей за Тупело и его подругой. Бывший Джеймс Бонд явно намекает на образец, которому пытается следовать постановщик, хотя до ироничности первых фильмов бондианы «Туристу» так же далеко, как нам до города Тупело, штат Миссисипи. Немецкому режиссеру не дается комедийный жанр – шуток и гэгов в «Туристе» немногим больше, чем крокодилов в венецианских водах, по которым носятся персонажи. Не дается авантюрный – деяния героя остались в прошлом, а в настоящем он только бегает от преследователей с весьма посредственными сыскными способностями. Не складывается, как было сказано, и романтический. Получается, в трогательном соответствии с названием, только туристский, да и то в сугубо поверхностном варианте прогулки в гондоле по каналам.

В результате просмотр «Туриста» имеет смысл разве что для фанатов этих звезд – эта часть публики млеет от одного присутствия на экране предметов своего обожания. Тех, на кого их аура без актерской игры не действует, ожидает скука от вида пустых лиц на фоне дежурных венецианских видов. Но главным отпугивающим фактором служит все же то, что новый фильм представляет собой всего лишь ремейк недавнего и не слишком известного первоисточника. В конце концов, от оскаровских лауреатов имеет смысл ждать чего-то поинтереснее.

"