Posted 18 января 2007,, 21:00

Published 18 января 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 02:20

Updated 8 марта, 02:20

Равнение на Европу

Равнение на Европу

18 января 2007, 21:00
Минувший арт-сезон прошел под знаком разного рода аукционных рекордов, музейных юбилеев (150-летие Третьяковки) и скандалов (кражи в Эрмитаже), однако нынешний обещает еще более захватывающую программу. Нас ждут как минимум две мощные биеннале современного искусства, модные музейные гастроли, открытие новых арт-площадо

После того, как в 2005 году в Москве прошел первый международный смотр современного искусства, в Министерстве культуры долго обсуждали, хорошо ли это. Большинство сошлось на странном выводе: пока еще Московская биеннале – так себе, но она очень нужна стране. Ведь в каждой уважающей себя державе должен быть всемирный кинофестиваль, театральный смотр и, по возможности, какой-нибудь танцевальный или музыкальный конкурс. О форуме современного искусства и говорить нечего – нравятся тебе всякого рода безумства арт-богемы или нет, а для престижа государства они значат куда как больше всяких программ по патриотическому воспитанию.

Итак, совершенно очевидно, что с 1 марта по 1 апреля в столице будет неспокойно. Международная команда кураторов на пяти площадках готовит большой праздник современного искусства под названием Вторая Московская Биеннале. Первая запомнится двумя вещами. Во-первых, огромной сосулькой, которая свисала под нужником во дворе бывшего музея Ленина, сооруженном на уровне второго этажа группой «Желатин» (эту сосульку «выращивали» посетители выставки, справляя естественную нужду). Во-вторых, огромным количеством поклонников того, что называется contemporary art (порой вид зрителей на вернисажах был интереснее самих работ). Нынешний год станет определяющим – превратится ли московская затея в мировой хит или останется сугубо местным действом?

Устроители биеннале выбрали для нее сложный заголовок «Геополитика, рынки, амнезия. Примечания». Если говорить просто, будет показано, как художники отзываются на проблемы глобализации и общей апатии (оказывается, это не только наша проблема). Среди приглашенных звезд (а какой фестиваль без звезд?) заявлена Йоко Оно. Вдова Джона Леннона известна как радикальная художница. Впрочем, организаторы о приезде этой крайне эксцентричной дамы говорят пока с осторожностью.

К слову сказать, в нынешнем году появится возможность сравнить нашу биеннале с мировыми – летом открывается смотр с таким же названием в Венеции (самая авторитетная арт-площадка). И комиссаром российского павильона избран… Церетели. Не стоит пугаться, представлять современных художников на всемирной выставке будет внук знаменитого скульптора Василий Церетели, который пока не замечен в страсти к гигантомании.

До того, как откроется все это буйство актуального искусства, нам предстоит испытать на прочность свою веру. «Верю» – именно с таким названием проекта в качестве куратора выступает звезда российского искусства Олег Кулик (давно остепенившийся человек-собака). Он предложил своим друзьям и коллегам, «продвинутым» художникам, задуматься над старинными проблемами духовности и религии. Площадкой для модных экспериментов станет новый открывающийся арт-центр «Винзавод». Если все пройдет гладко, в конце января ожидается событие во всех смыслах экстраординарное: мрачные катакомбы, отреставрированные архитектором Александром Бродским, заполнятся радикальным искусством. Как бы не случились новые столкновения с неистовыми радетелями за чистоту православия.

Наконец, свой вклад в искусство современности внесет Третьяковка, которая все быстрее выдвигается в авангард московских музеев. Мало того, что к биеннале она готовит огромную выставку, посвященную соцарту, здесь же готовят проект «Европа, Россия, Европа». В результате, ни много ни мало, будет пересмотрено место русского искусства на карте мира. Насколько мы в разное время отставали от Запада или, наоборот, обгоняли его. И все это на примерах первостатейных вещей из русских собраний и шедевров, которые обещают привезти из главных музеев Европы (от Лувра до английской Тейт). Впрочем, обольщаться не стоит: такого рода выставки выдерживаются десятилетиями.

Одно можно сказать точно – даже без пересмотра значения русской живописи ее вес на мировых аукционах год от года стремительно возрастает. По прогнозам экспертов, 2007-й должен принести скачок цен не только на признанных фаворитов (картины рубежа XIX–XX столетий), но и на послевоенные раритеты. Пора доставать бабушкины сокровища и внимательней приглядываться к молодым радикалам.

"