Posted 17 декабря 2012,, 20:00

Published 17 декабря 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:21

Updated 8 марта, 05:21

Больше света, чем тьмы

17 декабря 2012, 20:00
В субботу были объявлены итоги XVIII Международного фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер». Своих лауреатов назвали оба жюри (игрового и неигрового кино), жюри правозащитных организаций, а также европейские фонды и дипмиссии, партнеры фестиваля.

Драма Павла Руминова «Я буду рядом» продолжает собирать коллекцию призов. На «Сталкере» это лучший игровой фильм, а актриса Мария Шалаева здесь удостоена специальной награды за лучшую женскую роль. Как сказал член игрового жюри режиссер Валерий Ахадов, выбор был обусловлен принципом «больше света, чем тьмы». Возможно, таким образом жюри прокомментировало, почему оно предпочло обойти вниманием картины Василия Сигарева и Алексея Балабанова.

Специальный приз жюри присудили режиссеру Александру Прошкину за фильм «Искупление» и за «верность теме прав человека». Напомним, что в фильмографии Прошкина-старшего такие выдающиеся картины, как «Холодное лето пятьдесят третьего…», «Русский бунт», «Трио», «Чудо», телефильмы «Михайло Ломоносов» и «Доктор Живаго». Так что Александру Прошкину тематика «Сталкера» знакома не понаслышке.

Жюри неигрового кино лучшим документальным фильмом назвало картину «Город М» Игоря Морозова. И эту же картину отметило призом имени Анатолия Приставкина жюри правозащитных организаций – «за отображение истории страны через историю города».

Мастерская Марины Разбежкиной отмечена призом имени Георгия Жженова за замечательный фильм «Зима, уходи!», сделанный ее учениками. Эта лента с коллективным героем – сегодня один из самых ярких документов «протестной» зимы 2011–2012 годов. Недаром так плодотворно складывается фестивальная судьба картины: Локарно, Лиссабон, Лейпциг, не считая многочисленных фестивалей в СНГ. И на проходившем параллельно со «Сталкером» «Артдокфесте» фильм был во внеконкурсной программе. Документальная лента «Анатомия любви» Натальи Кадыровой, снятая в женских лагерях Мордовии и Нижнего Тагила, получила специальный приз от посольства Канады в России. В двух российских колониях проводили эксперимент «по возникновению материнской любви». Женщинам-заключенным позволяли находиться с детьми, рожденными за решеткой (по достижении трех лет малыш должен покинуть зону), не два часа в день, как положено, а круглые сутки. Нельзя сказать, что многие мамы изначально были рады такому нововведению. В фильме «Анатомия любви» исподволь, постепенно пробуждается материнский инстинкт. А из заключительного титра следует, что в местах лишения свободы сейчас находятся 857 детей (в заключении вместе с матерями). И на эту немаленькую цифру приходится всего 34 комнаты для совместного проживания…

Советская и немецкая фронтовая кинохроника – предмет исследования в фильме Игоря Григорьева «Война на территории кино». Чего здесь было больше – идеологической пропаганды или гражданской позиции – вопрос не праздный. Фильм этот получил приз Гильдии киноведов и кинокритиков.

"