Posted 17 декабря 2008,, 21:00

Published 17 декабря 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 07:57

Updated 8 марта, 07:57

Перенести Тадж-Махал

Перенести Тадж-Махал

17 декабря 2008, 21:00
В Индии и Бангладеш разгорается скандал между властью и деятелями культуры. Причиной послужила точная копия архитектурного комплекса Тадж-Махал, пятилетнее строительство которого завершилось на прошлой неделе. Юристы, историки и представители культуры двух стран спорят: имеет ли право копия архитектурного шедевра наход

Тадж-Махал – это мавзолей-мечеть, построенная императором Шахом Джаханом в 1653 году в окрестностях Агры. Кинорежиссер из Бангладеш Асанулла Мони впервые увидел мавзолей в 1980 году. Он влюбился в это чудо света, и еще шесть раз приезжал полюбоваться им, а когда решил построить копию у себя на родине, то нанял группу архитекторов, чтобы те сделали точные замеры.

Построить бангладешский Тадж-Махал Мони решил потому, что его соотечественники слишком бедны, чтобы ездить в Индию. Он надеется, что копия Тадж-Махала привлечет в Бангладеш туристов из-за рубежа, которые до сих пор объезжали стороной эту бедную республику. Достаточно сказать, что по информации Всемирной организации туризма Бангладеш посещают лишь 0,1% туристов, приезжающих в страны Азиатско-Тихоокеанского района.

Тадж-Махал

Материалы для строительства Асанулла Мони покупал за границей: мрамор и гранит в Италии, алмазы в Бельгии. На изготовление купола ушло 160 кг бронзы. Неудивительно, что монумент обошелся в 58 млн. долларов.

Строительство началось в 2003 году и было закончено в первых числах декабря 2008 года. «Я использовал те же материалы, что и в настоящем Тадж-Махале, – говорит Мони. – Конечно, мы применяли новейшую технику, поэтому для строительства понадобилось не 20, а 5 лет, и не 22 тысячи рабочих, а во много раз меньше».

Открытие бангладешского Тадж-Махала вызвало сильное недовольство в Дели. «Нельзя просто вот так брать и копировать исторические памятники», – считает Дипак Миттал, пресс-секретарь посольства Индии в Даке. Прежде чем предпринимать какие-то официальные действия, Дели поручил своему посольству разобраться во всех деталях и выяснить, насколько точно копия соответствует оригиналу.

Асанулла Мони между тем никак не поймет причину возмущения соседей, потому что уверен, что Тадж-Махал не защищен законом об авторским праве. Он считает, что ни в Бернской, ни в Гаагской, ни в какой другой международной конвенции по авторскому праву здания и постройки в качестве объектов охраны не упоминаются. А если бы и упоминались, то срок действия уже давно миновал.

"