Posted 17 ноября 2011,, 20:00

Published 17 ноября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 02:07

Updated 8 марта, 02:07

«Звезда Театрала-2011»

17 ноября 2011, 20:00
В декабре в Центральном доме актера уже в четвертый раз пройдет торжественная церемония вручения наград «Звезда Театрала», учрежденных журналом «Театрал» и газетой «Новые Известия». Победители получат фарфоровые статуэтки от знаменитого итальянского дизайнера Фабрицио Сманиа, изготовленные на старинной чешской мануфакт

Московская студия SounDrama и труппа американских выпускников Школы-студии МХАТ «Шестая студия» представили постановку «Город.OK». Спектакль создан на основе двух произведений: «Истории Нью-Йорка» Ирвинга и «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина. «Город.ОК» – попытка изучить взаимоотношения американской и русской культур. В итоге благодаря сочетанию звуков, ритмов, музыки на глазах у зрителей рождается третий, никому не известный, но понятный каждому язык. Режиссер постановки Владимир Панков отбрасывает за ненадобностью все структурные особенности «Истории Нью-Йорка», извлекая из Ирвинга только то, что может быть сопряжено с теми или иными моментами истории города Глупова. То есть за единственную основу берет Салтыкова-Щедрина, а Ирвинга использует в качестве своего рода «прививки».

«Полный изобретательного юмора, живой музыки (под колосниками – оркестр, на сцене – виолончелист и гитарист) и танцев, ритмического проговаривания прозаических текстов, чередования русского и английского языков – в общем, стильный гурманский спектакль, «Город.ОК» предлагает еще и простую, внятную, но оттого не менее ценную концепцию: человек вне зависимости от происхождения всегда готов взяться за дубину. А песня о Доме восходящего солнца, которую множество русских людей, мечтавших о счастливой жизни в Штатах, воспринимали как гимн надежды, красоты и новой жизни, вдруг оборачивается печальной балладой о загубленной судьбе не то в борделе, не то в кабаке», – пишет о спектакле блоггер Black-and-Red-Phoenix.

В преддверии 150-летнего юбилея Станиславского театр, носящий его имя, пополнил свой репертуар спектаклем «Не верю» по мотивам книги «Моя жизнь в искусстве». Пьесу написал Михаил Дурненков, и речь в ней идет о Константине – современном двойнике Станиславского, когда-то променявшем режиссерскую карьеру на бизнес. Главную роль режиссер Марат Гацалов доверил актеру Александру Усердину. А художник Ксения Перетрухина превратила сценическую площадку в интерактивный музей: зрители могут пройтись по сцене, потрогать декорации и поверить в то, что грань между сценой и жизнью весьма условна.

Спектакль Гацалова способен вызвать самые сильные эмоции, о которых и рассказывают блоггеры. «Посмотрел «Не верю!» в Театре Станиславского. Если бы не знал, что этот спектакль – дело рук Марата Гацалова, Ксении Перетрухиной и Миши Дурненкова, если бы я, как некоторые зрители, просто пришел в театр с мороза, то свихнулся бы. Временами мне казалось, что постановочная группа сошла с ума и едва помнит самих себя... Но, действительно, в этом безумии смысла гораздо больше, чем во многом расхваленном и импозантном искусстве. Очень сильный эпизод с колоколом, который, говорят, висит в театре с 1909 года. Я даже его сфотографировал», – пишет m_u. Его мнение разделяет блогер lena_gre: «Не верю» – яркий, молодой и очень современный спектакль. И думаю, что когда он обретет темп, то шестеренки притрутся, и единый механизм заработает, «как часы». Постановка не похожа ни на поиски новой драмы, ни на коммерческую продукцию, ни на разъятие классики тем или иным способом. Это – оригинальный, руками сделанный продукт, созданный без желания кому-то угодить или попасть в какой-то тренд. Настоящий честный эксперимент, каких мало в московских театрах. Месседж же этого красивого и молодого спектакля мрачен по сути: театр – это вечно несытое чудовище, все забирает – семью, время, надежды – и ничего не дает взамен».

Задача постановщиков – в пятиминутной зарисовке дать квинтэссенцию шедевров Бизе, Моцарта, Чайковского. Режиссер Илья Эппельбаум произвел точный отбор «главного» и жесткое отсечение ненужного. Для прекрасной и легкомысленной соблазнительницы Кармен он придумал роскошный турнюр. Именно этим пышным шлейфом Кармен может опутать любого заинтересовавшего ее мужчину, а разозлившись, может встать на турнюр, как змея на хвост. Не менее оригинальна трактовка «Евгения Онегина», где на авансцену выставлены два рояля – белый и черный. В сцене дуэли, когда весь в белом Онегин стреляет в одетого в черный траур Ленского, – подстреленной птицей падает не Ленский, а именно рояль. Стиль представления откровенно пародиен, но пародия тут неуловимо переходит в любование, ирония – в восторг, карикатура – в воспевание.

«Записывалась на оперы заранее – это необходимая мера, так как спектакль одновременно могут смотреть только пять человек. Зрители собираются вокруг помпезного балетно-оперного королевского театра. Зайти в зал не получится – он предназначен для крохотных куколок-людей, поэтому смотришь происходящее, словно с самой-самой галерки. Тут все происходит по-настоящему – гаснет свет, поднимается занавес. Лиликанская версия «Онегина» то тонкая и ироничная, то уморительная до такой степени, что уже еле сдерживаешь приступы смеха и от забавных дергающихся движений кукол, поющих классические партии, и от падающего вместо Ленского рояля», – рассказывает о своих впечатлениях блогер RoseGarden1965.

"