Рус
Eng
Ашот Джазоян

Ашот Джазоян

18 ноября 2010, 00:00
Культура
О том, как развиваются СМИ на современном этапе и о проблемах журналистики в России и в странах СНГ «Новым Известиям» рассказывает генеральный секретарь международной конфедерации журналистских союзов, секретарь Союза журналистов России Ашот ДЖАЗОЯН.

– По вашим наблюдениям, действительно ли на территории бывшего СССР «уходят» бумажные газеты и журналы и активно развиваются электронные СМИ?

– Я бы сказал, что коль скоро наши государства развиваются с разной скоростью, то и в журналистике те же тенденции. Кое-где пока еще печатные СМИ превалируют, а в большинстве стран тиражи печатных изданий падают. Если в Туркмении открыли компьютерный клуб и у входа стоит полицейский, пропуская не всех, и молодежь стоит в очереди, чтобы воспользоваться Интернетом, то и для журналистов там меньше возможностей. Чем, скажем, у их коллег-эстонцев, – ведь Эстония по оснащению Интернетом занимает первое место в мире. У них Интернет проведен даже в детские сады.

– Вокруг чего в основном шел разговор на пятом медиафоруме?

– Нас всех волнует, как бы нам благодаря инновациям и новым технологиям не расплескать то, что называется человеческим общением. Ведь, во-первых, новые технологии предполагают новую форму общения – человек наедине с компьютером. А это разъединяет людей. Кроме того, нам бы не забыть, что пишем и снимаем мы для человека о человеке. Журналистика становится другой, и старая журналистика явно вытесняется новой. Журналистика становится, во-первых, нишевой – то, что мы раньше называли тематической, а во-вторых, она переходит в шоу, в развлекательный сектор. В реальной новой журналистике публицистика и аналитика умирают. Но зато в журналистику вовсю наблюдается вход пропаганды. Конечно, власти всегда осознавали роль пропаганды через журналистику. Но не хочется, чтобы наша «вторая древнейшая» профессия становилась «первой». А судя по реакции на эту тенденцию молодежи XXI века, они не против, они воспринимают необходимость служить пропаганде спокойно. И я хочу, чтобы они поняли: роль СМИ все-таки в том, чтобы оставаться средством просвещения народа. Важно не только преподносить сенсации и доводить точку зрения тех, кто «наверху». Понятно, что Интернет по оперативности занимает первое место, за ним не только газеты и журналы, но и телевидение и радио не угонятся. Но понятно и другое: СМИ отстают от аудитории тогда, когда они перестают волновать своего читателя или зрителя, слушателя. Секрет успешных изданий и многомиллионных тиражей в тех же США – в обращении журналистов к простому человеку. Секрет в том, что нужно любить людей и заниматься их судьбами. Молодежи, не выпускающей из рук ноутбуки, следует всегда чтить заповедь журналиста: ты должен помогать людям и не забывать об их проблемах. А у нас есть другая тенденция: средства массовой информации для одного человека. В регионе – для губернаторов, в стране – для президента. Журналистика не должна «обслуживать» власть. На самом деле наша задача – служить людям. Когда народ это ощущает – тиражи растут, а как только журналисты переключаются на обслуживание власти, уважение и интерес к ним у народа падает. Доказательством тому служит такой факт: в последнее время, как ни странно, выросли тиражи местных, районных газет, в которых пишут о прорыве труб, о пенсиях, о красоте родного края. А федеральная пресса тиражи теряет. Значит, этим изданиям нужно сделать правильные выводы.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter