Posted 17 ноября 2004,, 21:00

Published 17 ноября 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:35

Updated 8 марта, 09:35

Патриотизм по-американски

Патриотизм по-американски

17 ноября 2004, 21:00
Фильму «Команда 49», скорее всего, в России обеспечен теплый прием. Во-первых, из-за любви к актерам, сыгравшим в нем главные роли, – Джону Траволте и Джеку Моррисону. Во-вторых, потому что сама картина принадлежит к популярному ныне в России и Америке патриотическому жанру. Пока у нас главным героем боевиков остаются

В современном российском кинематографе (точнее, в телекино) в статусе героя нашего времени окончательно утвердился человек из силовых органов. Нет больше «бригадиров», и на всех каналах плодятся, клонируются, множатся всевозможные «менты», «опера», «звездочеты», «агенты национальной безопасности» и обладатели «убойной силы». «Какова жизнь, таков и кинематограф», – на заре эры постперестроечного чернушного кино удрученно говорил режиссер Александр Митта. И эти слова абсолютно применимы к ситуации, сложившейся сегодня в нашем кино: «короля играет свита», вернее, «подыгрывает» ему. Причем пародии на жизнь людей в погонах или сатирические кинокартины про их быт не проходят «цензуру». Так, например, ироничная лента Сергея Газарова об органах госбезопасности «Темная лошадка» уже два года пылится на «полке» и неизвестно, найдет ли вообще когда-нибудь свое место в эфире.

Впрочем, внутренняя цензура процветает сегодня и в Соединенных Штатах Америки. Например, все, что похоже на «пропаганду терроризма» (даже если это пропагандой фактически не является), после трагических событий 11 сентября 2001 года под жесточайшим запретом. Например, несколько лет в Голливуде шла активная разработка проекта «Пожарный расчет 44» («Truck 44»), в котором сюжет строился на том, что группа «огнетушителей» планировала ограбление банка, расположенного в одном из небоскребов, под прикрытием пожара. После взрыва башен-близнецов фильм перешел в категорию неполиткорректных и был снят с производства. Зато в Голливуде довольно спешно стали «запускать» проекты, прославляющие доблестных работников полиции и пожарной безопасности. Например, сценарий фильма «Команда 49», который сегодня выходит в российский прокат, не мог найти финансовой поддержки долгие годы. Но в декабре 2001 года, почти сразу после трагических событий в Америке, проект был запущен в производство. Очевидно, цель у продюсеров была нескромно меркантильная: выпустить возвышенно-патриотическую картину, пока отчеты о подвигах пожарных во время ликвидации последствий терактов еще не успели стереться в памяти обывателей.

Герой, «возрождающийся из пепла», с фамилией Феникс до сих пор в ура-патриотических картинах замечен не был. Тем более в таких, которые рассказывают о героях на каждый день – пожарных. Но пришел и его черед показать, «как» и «за что» он любит свою страну. Как: Хоакин Феникс (Джек Моррисон) 1, 5 часа экранного времени лежит в горящем здании, придавленный балкой, и проклинает все на свете, ожидая, пока его спасут друзья-пожарные из Команды 49 во главе с капитаном Майком Кеннеди (Джон Траволта). За что: за то, что он каждодневно рискует собой, разрываясь между долгом трудовым и долгом семейным, при этом еще и довольствуется мизерной, по его мнению, зарплатой. (Оказывается, не только наши пожарные мучаются от социальной несправедливости!). Конечно, пока Феникс будет разрываться от противоречивых чувств, мы увидим, что его Команда величественна и почти всемогуща, а стало быть, не зря «лаптем щи хлебает».

Производственное, «профессионально-патриотическое» кино для Америки редкость (ну, действительно, на чем строить конфликт в сфере, где ежедневно царит безоговорочный героизм?). «Скорая помощь» и «Полиция Майами. Отдел нравов» – редкие исключения, лишь подтверждающие правило. Последняя лента о пожарных в Голливуде была снята больше 10 лет назад – и в «Обратной тяге» тогда тоже играл Джон Траволта. Теперь другие времена. Ура-патриотизм, похоже, повсеместно в почете. Голливудские студии уже в следующем году планируют к выпуску несколько картин про работников пожарной, медицинской и даже газовой охраны. У нас же пока самые «запускаемые» проекты – про «ментов».

"