Posted 17 октября 2011,, 20:00
Published 17 октября 2011,, 20:00
Modified 8 марта, 05:54
Updated 8 марта, 05:54
Если на прошлогоднем «Амфесте» аншлаги были на премьере картины Дэвида Финчера «Социальная сеть», а годом раньше гвоздями программы становились психодрама («Частная жизнь Пиппы Ли») и документальное расследование («Роман Полански: разыскиваемый и желанный»), то на сей раз выделить какой-то единый камертон непросто – 15 больших фильмов и программа короткого метра. Из этих пятнадцати для российского проката приобретены пять и шестой под большим вопросом – это «Красный штат» от хулигана и провокатора Кевина Смита – отчасти сатира, отчасти трэш, антиклерикальный и, безусловно, направленный против государственной машины. Взяв за основу деятельность реального пастора-гомофоба, Смит увлеченно показывает, как секта превращается в разбойное гнездо, как деградируют люди, случайные и не очень случайные жертвы, как власти манипулируют заложниками, и при этом режиссеру не жаль никого. При этом «Красный штат» (не удержавшийся от пародии на «Хостел») весел, энергичен и по-хорошему аморален.
Эван Глоделл снял свой первый фильм «Беллфлауэр, Калифорния» с бюджетом в 17 тыс. долларов. Этот романтический боевик стал одним из главных хитов последнего Санденса. 30-летний Глоделл – один из самых перспективных режиссеров независимого кино. На своем дебюте он выступил сразу в пяти ипостасях – режиссер, сценарист, продюсер, монтажер и исполнитель главной роли. Беллфлауэр (Колокольчик) – заштатный крохотный городок. Лучшие друзья Вудроу (сам Глоделл) и Эйден (ТайлерДоусон), перебравшись сюда из Висконсина, увлечены машинами и изобретением огнемета. Пьют пиво, радуются девушкам, страдают, когда их обманывают, в общем, живут. Вообще, концентрация жизни в картине чрезвычайно высока, недаром Глоделл во всех интервью говорит, что лав стори может привести к апокалипсису чувств. Это особенно эффектно смотрится на фоне полудетских стрелялок, которыми увлечены герои. Галлюциногенный финал отчасти напоминает раннего Джармуша, деление фильма на главы – Триера, а фолк и инди-рок в саундтреке переводят «Беллфлауэр» в категорию деликатеса.
Гостями фестиваля стали 27-летние братья Бен и Джошуа Сафди, входящие в список «25 новых лиц независимого кино». Их вторая режиссерская работа «Сходи за розмарином» – многословная, типично нью-йоркская драмеди о папаше-лузере, который едва не угробил своих сыновей за две недели, что были отпущены ему бывшей женой. В фильме, снятом в подражание Кассаветису и французской «новой волне», многое инспирировано биографией самих Бена и Джошуа, которые испытывали к своему отцу одновременно и обожание, и ненависть.
Манхэттен стал полноправным действующим лицом дебютного фильма Зейны Дурры «Не перевелись еще империалисты». В роли нью-йоркской художницы – французская звезда Элоди Буше. По фильму, иронически переосмысляющему тему классовых сословий и мультикультурности, у главной героини отец иорданец, мать – наполовину боснийка, наполовину палестинка, сама же девушка имеет французское гражданство, но свободно общается со всеми магрибинцами, встречающимися на Манхэттене. А любовь закрутит с мексиканцем.
Аутентичный медитативный роуд-трип из времен 1845 года «Путь Мика» Келли Райхардт – один из самых необычных фильмов фестиваля. Дилемма «Кровь или вода?» заявлена на материале вестерна, хотя его в чистом виде зритель вряд ли дождется. Визуально безупречная, с прекрасным кастингом, эта картина для эстетов удивительна еще и своим феминистическим зарядом. Фильм удостоен премии «Независимый дух» – лучшему продюсеру.