Posted 17 октября 2010,, 20:00

Published 17 октября 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:49

Updated 8 марта, 06:49

Свадьба как торжество

Свадьба как торжество

17 октября 2010, 20:00
На сцене МХТ имени Чехова прошли трехдневные гастроли «Комеди Франсез» со спектаклем «Женитьба Фигаро» Бомарше в постановке режиссера Кристофа Рока. Российское турне главного театра Франции включало шесть крупнейших городов (после Москвы французов ждут, например, Калининград и Санкт-Петербург) и стало заключительным (и

Наталья Тенякова однажды рассказала, как смотрела в Париже «Женитьбу Фигаро» в «Комеди Франсез», и когда Графиня –Катрин Сильвиа показала ножку в чулках с ручной вышивкой (тех самых, вековой давности), то слезы умиления и зависти навернулись на глаза. Сидя в зале на спектакле Кристофа Рока, впору тоже смахивать слезы от этого ощущения живых и таких нужных традиций, которые живут на сцене старейшего театра, и старательно поддерживаются даже в мелочах. Пусть никаких расшитых чулок или взятых из хранилищ предметов интерьера на сцене нет. Но дух поколениями сберегавшегося уважения к тексту комедиографа живет и торжествует. Из текста Бомарше во французском спектакле ни словечка не вымарано! Вымарывать, как известно, запрещено правилами «Комеди Франсез», но, подчиняясь этим правилам, режиссер вовсе не выглядит угнетенным.

Мистическая вещь театр. Стоит режиссеру усомниться в пьесе, начать ее сокращать и перелицовывать, переписывать и скрещивать с более актуальными текстами, – и публика в зале немедленно заражается этой его недоверчивостью. Начинает инстинктивно догадываться: ой, что-то нам подсовывают подозрительное, наверное, несъедобное. Ой, как бедный режиссер должен выкручиваться, чтобы скрыть изъяны классика-автора…

Французы вместо того чтобы «улучшать» Бомарше, честно пытаются его сыграть в меру сил и умений. Кристоф Рок сохранил всех персонажей, все музыкальные номера, все необязательные репризы и сюжетные ходы. Он оставил даже монолог Марселины (в спектакле ее играет прекрасная Мартин Шевалье) о правах женщин… И, честное слово, такого радостного смеха зала от классических реплик, реприз и сюжетных поворотов в мхатовском зале давно не было слышно. А реплики о нравах политиков или об изучении английского языка никогда еще не звучали так злободневно.

Притом, хотя каждая запятая классика сохранена, спектакль «Комеди Франсез» короче своих обкорнанных русских тезок, мобильнее, легче. Подвижный как ртуть спектакль выверен до сантиметра, а кажущееся режиссерское полуотсутствие, к счастью, мнимо. По части профессионального мастерства Кристоф Рок даст фору любому из наших современных отечественных интерпретаторов Бомарше.

Французская «Женитьба Фигаро» и идет в темпе allegro (недаром Станиславский на репетициях мхатовского спектакля 1927 года повторял, что паузы для Бомарше – губительны). Взлетают и опускаются, скользят и сворачиваются в трубочку рисованные ширмы. Над головами героев трепещет целый гардероб пышных исторических костюмов. Сами персонажи одеты в современные платья (белокурый красавец Керубино–Бенжамен Юнгерс наряжен в тренировочные штаны). И пластика их жестов тоже вполне современна: статный граф Альмавива (Мишель Вийермоз) небрежно поднимает и раскачивает миниатюрную Сюзанну (Анн Кеслер) как тряпичную куклу. А маленький юркий как ящерица Фигаро (Лоран Стокер) небрежно разваливается в кресле перед красавицей Графиней (Эльза Лепуавр). Быстрота ума и тела, легкость реакций – главное оружие этих героев. События безумного дня катятся все сметающей лавиной, и каждый должен маневрировать, если не хочет быть раздавленным происходящим. Обмен репликами звучит как обмен мячами в теннисе: подача – отбил, поменялись площадками…

Когда-то русские антрепренеры формировали актерские труппы, ориентируясь на роли в «Горе от ума». Если пьеса легко расходилась среди исполнителей, то универсальный ансамбль на все случаи жизни считался набранным. Во Франции ту же роль комедии-эталона играла «Женитьба Фигаро». Судя по показанному спектаклю, сегодняшний ансамбль «Комеди Франсез» находится в блестящей форме. И понятно, почему ведущие мастера мирового театра (среди которых наши Петр Фоменко и Анатолий Васильев) стали такими частыми гостями французской столицы.

"