Posted 17 октября 2007,, 20:00

Published 17 октября 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:31

Updated 8 марта, 08:31

Кинорежиссер Никита Михалков

Кинорежиссер Никита Михалков

17 октября 2007, 20:00
После успеха своей ленты «12» и выдвижения ее на соискание «Оскара» от России Никита Сергеевич Михалков чувствует себя триумфатором. Несмотря на плотный съемочный график «Утомленных солнцем-2», он ездит по стране, устраивая феерические творческие вечера и презентуя свою ленту жителям далеких от столицы регионов. Несмот

– Никита Сергеевич, вы восемь лет не снимали. Почему?

– Я очень рад, что у меня была пауза длиной в 8 лет. Я собирался с мыслями. За это время многие из моих коллег «сдулись», потому что хотели торопливо, пока есть возможность, скороговоркой, не накапливая, проговорить актуальное и модное. За это время сильно изменилось кинопроизводство как в лучшую сторону, так и в худшую. Наряду с прорывами в технологиях деградировала сама профессия, специалистов нет. И я это ощущаю на площадке. Одно дело снимать рекламу прокладок: три часа, и те же деньги, и другое дело – блокбастер, где тысяча людей массовки, с настоящими взрывами, техникой.

– «12» – картина камерная. Не боитесь, что привыкший к экшн-сценам зритель не сможет воспринять действие, в котором как бы не происходит ничего? Как вы сами определяете жанр картины?

– Я не даю серьезного определения жанра, в котором сделана картина. Скорей всего, «12» – это психологический триллер. Одно я точно знаю, если первые двадцать минут люди сидят в зале, значит, они досмотрят фильм до конца.

– Этот фильм для вас все-таки ремейк или нечто новое?

– Картина Люмета «12 разгневанных мужчин» была лишь поводом для нашей истории. Проект вынашивался довольно долго, но не было концепции. Она появилась, когда возникла тема чеченского мальчика – тогда все встало на место. Если сравнивать эти две ленты, то они совершенно о разных вещах. «12» – она более русская, для внутреннего пользования, и поэтому у меня нет больших надежд на то, что фильм будет глубоко понят и серьезно воспринят в мире. Особых иллюзий не питаю. «12» в большей степени понятна, ощутима и нужна нашему зрителю, чем какому-нибудь другому. Но лично для меня эта картина очень важна, потому что мы в этой ленте сумели сказать столько по-настоящему волнующих вещей, что если бы была альтернатива стать обладателем «Золотого льва» с любым фильмом, который получит эту награду, или остаться автором «12», я бы остался автором «12». Я считаю, что сегодня лента может оказаться очень и очень важной. Убежден, что каждый, кто посмотрит эту картину, найдет в ней что-то свое, ценное именно для него. Это фильм для всех и про каждого.

– В фильме Сиднея Люмета мужской пол героев был предопределен тем, что в ту пору женщин не допускали в присяжные. Если ваш фильм претендует на полноту картины российского общества, почему в ней не нашлось места женщине?

– Присутствие женщины крайне осложнило бы ситуацию. Я был бы вынужден стягивать драматургию к женскому персонажу. Либо должны были быть одни только женщины, это была бы совсем другая история, хотя и про то же самое.

Кадр из фильма «12».

– Актеры рассказывали, что впервые столкнулись с тем, что кино снимали в логической последовательности, а не по сценам из разных частей истории.

– Да, действительно. Это сделано специально для того, чтобы было последовательное развитие характеров. И мы достигли своей цели. Много диалогов было изменено в процессе репетиций. Вообще для меня сценарий – это лишь повод. Я очень ценю импровизацию и живое движение сюжета, когда актер проживает историю так, как если бы это случилось с ним. Все актеры в фильме «12» раскрыты по-новому. И каждому, как мне думается, хотелось получить этот опыт. Маковецкий даже пошел на определенные уступки в гриме. Но я не буду раскрывать всех секретов. Во всяком случае, не помню, чтобы в одном месте и в одно время было собрано такое количество звезд.

– Такой звездный состав – ваша прихоть?

– Я очень ценю, люблю и серьезно воспринимаю всех актеров, которые заняты в проекте «12». Я надеюсь, что это было обоюдным удовольствием – встретиться всем вместе на съемочной площадке. Убежден в том, что по-настоящему интернациональным может стать только то, что по-настоящему глубоко и национально. Наш актерский состав – люди разных национальностей и убеждений. И мне было важно, чтобы сама история отзывалась в каждом его личным переживаниями, мыслями и чувствами. В данном случае мы огромное количество времени тратили на то, чтобы сосуществовать в одном кадре. Я очень ценил, когда каждый из актеров привносил в роль то, что его волновало в истории своего характера.

– Есть ли у «12» какой-то характерный аромат?

– У картины аромат солнечной зимы за окном и спортзала внутри. (Смеется.) Работать над картиной было тяжело. Мы снимали по 12 часов, а потом еще репетировали, но иначе было нельзя. Другого метода просто нет. Мы должны были спокойно, ясно, скрупулезно разобрать все для того, чтобы сыграть то, что сыграли актеры.

– Наверняка найдутся те, кто после просмотра фильма обвинит вас в госзаказе…

– Я никогда не снимал картины ради политики. Если они становились актуальными или кто-то видел в них политический заказ – это их видение, не более того. Вообще русский интеллигент – это человек, имеющий свою точку зрения по любому поводу. Я отношу себя к ним, хотя и не люблю слово «интеллигент». «12» – это мое видение того, что происходит с нашим обществом. И поэтому мне важно, чтобы фильм посмотрело как можно больше людей.

Кастинг от Михалкова

Михалков снимает без проб. Он точно угадывает актера для конкретной роли. И профессиональное чутье его не подводит. Поздней осенью 2006 года Никита Сергеевич позвонил Сергею Маковецкому и, не размениваясь на приветствия, спросил:
- Маковецкий, ты в Бога веруешь?

– Кто это?
– Не важно кто. Скажи, веруешь или нет?

– Ну, верую.
– И в храм ходишь?

– Ну, хожу, – нехотя ответил актер.
– Твои молитвы услышаны. Ты у меня снимаешься. Это Никита.

С похожим обращением Михалков позвонил и оператору Владу Опельянцу.

"