Posted 17 октября 2006,, 20:00

Published 17 октября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:01

Updated 8 марта, 09:01

Возвращение трофея

Возвращение трофея

17 октября 2006, 20:00
Из Дрезденской галереи в Пушкинский музей прибыл «Святой Себастьян» кисти итальянского мастера XV века Антонелло да Мессины. Эта картина считается одной из вершин живописи Ренессанса, показывает рождение нового идеала человека и мира. Всемирно известный шедевр мог бы принадлежать Москве как военный трофей, если бы в 19

Есть картины, достойные отдельной выставки. И есть выставки, достойные отдельной картины. Именно с такой тайной мыслью, судя по всему, сотрудники ГМИИ им. А.С. Пушкина ожидали «Святого Себастьяна». Показанное в отдельном зале полотно (а в результате реставрации образ был перенесен с дерева на холст) вошло во все учебники как лучший пример ренессансной живописи: идеальный обнаженный герой – на первом плане, залитый солнцем идеальный итальянский город – на заднем, эффектная математическая перспектива и остро схваченные натурные мотивы. Плюс к тому же странное на первый взгляд сочетание христианского вечного, вневременного сюжета, связанного с мучением святого, и злободневных примет, современных художнику. Иными словами, «Святой Себастьян» для XV века – такая же знаковая вещь, как «Джоконда» для XVI века.

Себастьян – один из самых популярных католических святых. Римский воин времен императора Диоклетиана, тайно принявший христианство и не пожелавший отказаться от своей веры, был расстрелян своими соратниками. По легенде, он чудом спасся, но затем был забит до смерти. Святой Себастьян считался защитником от чумы. Не случайно поэтому воин особенно почитался в Венеции и Риме, самых «чумных» городах Италии. Образ, написанный Антонелло да Мессина, был создан как раз после очередной эпидемии в Венеции в 1477 году.

В легендах и житиях нет точных указаний, как выглядел римский легионер Себастьян. Однако в эпоху Возрождения его стали изображать в виде совершенного юноши со впившимися в него стрелами – так рождался ренессансный идеал обнаженного тела.

Можно долго и подробно перечислять все аллюзии и связи «Святого Себастьяна». Все это уже сделано кураторами Пушкинского музея. Текстов на выставке – столько же, сколько картин. Один из них подробно сообщает, что когда-то, после Второй мировой, шедевр находился в Москве в качестве военного трофея. Затем по решению советского правительства в 1955 году был возвращен Германии. Хорошо известно, что директор ГМИИ Ирина Антонова считает это возвращение неверным (ведь все другие страны так и оставили картины у себя). Но все споры об этом давно прекращены.

В качестве гарнира к дрезденской картине в Москве прибавили пятерку собственных «Себастьянов» (есть, например, святой, написанный учеником Леонардо да Винчи Больтраффио), слепок со скульптуры Микеланджело и античную статую (подобным способом иллюстрируется представление о совершенном мужском теле). Удивительно, но эта выставка всего одного только произведения кажется куда как внушительней и солидней огромной экспозиции картин, посвященных 400-летию Рембрандта.

"