Posted 17 сентября 2014,, 20:00

Published 17 сентября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:09

Updated 8 марта, 04:09

Шершавым языком холста

Шершавым языком холста

17 сентября 2014, 20:00
Большая выставка картин Эрика Булатова проходит в Москве второй раз (в первый раз была Третьяковка в 2006 году). Но складывается ощущение, что с этими живописными холстами мы жили всегда. Без них уже невозможно представить ни одного учебника по русскому искусству ХХ века. Правда, со временем отношение к булатовским сим

Устроители выставки смело заявляли, что собираются показать совершенно нового Булатова. Не обремененного ярлыками: «основатель соц-арта и концептуализма», «представитель поп-арта и гиперреализма», политический эмигрант, замкнувшийся с конца 1980-х в парижской мастерской. Организаторы настаивали на том, что мастер всегда работал и работает на поле чистого искусства, до сих пор создает картины ради картин. В качестве козыря предлагалось оценить полотно «Картина и зрители» (2013), где художник обыгрывает бессмертное творение Александра Иванова «Явление Христа народу». Здесь можно только восхититься изобретательности и профессионализму Эрика Булатова (как и его помощников), умеющего перед вернисажем заинтриговать и зрителей, и критиков.

На самом деле перед нами чистой воды ретроспектива почтенного мастера в лучших западных традициях. И дизайн выставки (редкие для цокольного этажа Манежа легкость и продуманность пространства), и набор картин, и комментарии к ним – все складывается в очень стройное повествование об успешном художнике, который однажды обрел свой язык, встал на рельсы игры с советским плакатом и на всех парах вкатился в XXI век признанным классиком.

Сегодня он может позволить себе небольшие остановки перед «Джокондой» или «Явлением Христа народу», показывая, что ему свойственна академическая рефлексия. Он может месяцами выписывать грифельным карандашом полутораметровые пейзажи и придумывать картины-объекты в духе Лучо Фонтана («Дверь» 2011 года). Но суть остается та же – Эрик Булатов неотделим от своей иконографии, как любой служитель идей, будь то религиозный иконописец или светский пропагандист.

Если говорить совсем просто, вся «магия» булатовского искусства заключена в наложении изобразительных знаков. На голубые небеса с плывущими облаками, давно ставшими символом свободы, накладывается красный лозунг «СЛАВА КПСС» – вот самый простой ход, который высекает искру эмоционального парадокса. Есть ли свобода за частоколом красных букв? Конечно, нет. Слово тут не открывает, а закрывает глубину пространства и движения. Пейзаж с русским лесом перекрыт вагонным стеклом с надписью «Не прислоняться». Линия морского горизонта вдруг оказывается красной орденской лентой. Такие визуальные ребусы можно множить бесконечно. Булатов мастерски переводит лозунг из разряда сообщения в разряд «иконки» (главным образом запретительной). В этом смысле он, конечно, очень европейский мастер. Ведь именно французские структуралисты задумались о тотальности знака (когда любое изображение – хоть дорожный «кирпич», хоть «Монна Лиза» – превращается в элемент языка), из которого можно складывать тотальные тексты (хоть на бумаге, хоть на холсте). Булатов виртуозно освоил безграничность и многозначность советского символа – в этом его талант и уникальность.

Еще одна замечательная особенность творений со знаками повседневности или вечности – они со временем могут менять смыслы, их восприятие постоянно смещается то в одну, то в другую сторону. Неудивительно, что монументальные и выверенные работы Эрика Булатова с идеально выписанными фигурами и шрифтами сегодня больше подойдут богатым офисам, чем нонконформистским квартирам.

"