Posted 17 августа 2015,, 21:00

Published 17 августа 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:33

Updated 8 марта, 03:33

Джаз для масс

Джаз для масс

17 августа 2015, 21:00
Фестиваль «Джаз в саду «Эрмитаж», став полностью бесплатным, превратился также и в событие массовое. За почти два десятка лет существования фестиваля, в этом году прошедшего в восемнадцатый(!) раз, такого наплыва народу не бывало.

Некомфортно прохладные выходные и сезон дач и отпусков – ничто не помешало публике два дня буквально забивать собою все пространство сада «Эрмитаж». Да, помог тот факт, что фестиваль бесплатный. Но, правда, он уже два года такой, а еще за два года до того устраивался свободный вход на один день. «Департамент культуры города Москвы со временем понял, что это массовое мероприятие, которое не портит вкус населению московскому, и он может это субсидировать, – комментирует перемены создатель и организатор фестиваля Михаил Грин. – В департаменте нам сказали: ребята, ну что ж вы один день бесплатно, давайте уже два. Так у меня развязались руки». Г-н Грин не изменяет своему кредо: только «настоящий», по преимуществу акустический джаз, мейнстрим, джаз-рок, боп и тому подобное. Музыка не всегда, прямо скажем, мгновенной доступности, иногда даже совсем для подготовленных фанатов. И тем не менее – люди не просто шатались с пивком, но – слушали.

«Я понимаю, что халява у нас в России очень дорога, но публика очень хорошая, прекрасные лица, нет пьяных-шатающихся, – говорит Михаил Грин. – Вообще есть надежда, что люди, 5–6 часов послушав нормальную музыку, поймут, какую дрянь они слушают каждый день по радио и телевидению... В прошлом такой посещаемости не было никогда вообще. Биток!»

Послушать было что. Корреспондент «НИ», например, целенаправленно шел на американского трубача Джейсона Палмера с квартетом пианиста Алексея Подымкина. Они уже пару лет работают вместе, объездили всю Россию с авторской программой. Для фестиваля коллектив попросили подготовить программу-трибьют Майлсу Девису. Они действительно очень тщательно сыграли хиты великого трубача – Blue In Green и тому подобное. Вообще же Палмер, записывавшийся, в частности, с Рави Колтрейном и Грегом Осби, ушел и от бопа, и от модального джаза, и, в общем, играет такой современный креативный пост-боп. Но Майлс у него тоже хорош; а наши не хуже.

Еще один трибьют – «Посвящение Арту Блэйки» от квинтета барабанщика Павла Тимофеева. Начали с хита Moanin’, а это такая мелодия, под которую все всегда начинают прыгать и радоваться. Хард-боп в лучшем виде.

Невольный «трибьют» России сделали австрийцы, трио Йорга Ляйхтфрида с саксофонистом Вольфгангом Пушнигом. Одна из их пьес называется «Я пытался поймать медведя», что, по мнению г-на Пушнига, есть тема очень русская. Начинается с соло контрабасиста Андреаса Вэлти, которое реально живописует медведя: переваливающееся, упругое, жирное животное. Также коллектив исполнил свое переложение «Подмосковных вечеров».

За вокальный джаз в первый вечер ответили Анна Бутурлина (которая после озвучания 3D-мультика «Холодное сердце» стала практически поп-звездой), выступившая с биг-бэндом «Орфей», и эстонская певица София Рубина. Рубина вышла на сцену с трио пианиста Евгения Лебедева, усилив состав хорошим американским трубачем, своим мужем Джейсоном Хантером. Ну а Лебедев – это Лебедев, отличный пианист и интересный композитор. Сыграли, в частности, некую химеру: смесь Evidence Телониуса Монка и джазового стандарта 1929 года выпуска Just You, Just Me. «Женя придумал такую аранжировку два года назад, – рассказала София. – Мы ее часто играем».

Наконец, второй день завершился тоже очень милой вокалисткой – Ив Корнелиус с квартетом Павла Тимофеева, включающего отличного пианиста Ивана Фармаковского. Программа получилась по-хорошему попсовой: приятные песни, каверы, стандарты в очень фирменном аренби-саунде. Вот правда: ничем не хуже хорошего западного коллектива. Скажем, сделали битловскую And I Love Her – знаменитый заходной рифф играет контрабас, а вся вещь превратилась в соул. Так же, как и Walk On By Берта Баккара и довольно неожиданная в таком контексте Let СEm In Пола Маккартни. Закончили стандартом Just Friends.

"