Posted 17 августа 2015,, 21:00

Published 17 августа 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:33

Updated 8 марта, 03:33

Окна надежды

Окна надежды

17 августа 2015, 21:00
В рамках экспозиции «Окна с видом на Победу» в особняке Румянцева демонстрируется несколько десятков агитационных плакатов времен Великой Отечественной войны из собрания Музея истории Петербурга. Многие экспонаты смогли появиться на выставке только благодаря тому, что подверглись сложному процессу реставрации.

«Окна ТАСС» – информационный щит телеграфного агентства Советского Союза, продолживший традиции агитационных плакатов «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства). «Окна РОСТА» возникли в период Гражданской войны и интервенции 1918–1920 годов и, исполнив свое предназначение, канули в небытие с началом мирного времени. Возродился же особый вид малотиражного, создаваемого вручную (способом трафаретной печати) плаката в первые дни Великой Отечественной войны.

24 июня 1941 года свежеизготовленный плакат был выставлен в окне Елисеевского магазина на Невском проспекте Ленинграда. 27 июня эстафету подхватила столица: первым «адресом» московского плаката стало окно дома № 20 на Кузнецком мосту. Выразительные и лаконичные, выполненные с использованием приемов лубка и раешника, плакаты оперативно отражали злободневные события сегодняшнего дня, носили остросатирический, агитационный и политический характер.

Как это было, организаторы выставки показали с помощью реконструкции: «Окно ТАСС» под номером 782/782а «Советский воин, будь спокоен» (художник Михаил Соловьев, автор текста Александр Жаров) экспонируется в импровизированном окне, перед которым стоят темные, вырезанные из картона фигуры. Женщина, ребенок, боец... В одной из витрин можно увидеть портативную типографию и образцы шрифтов времен Великой Отечественной войны.

Над изготовлением плакатов трудились лучшие художники Москвы и Ленинграда. Тексты к ним писали Демьян Бедный, Ольга Берггольц, Самуил Маршак, Василий Лебедев-Кумач, Степан Щипачев и многие другие известные поэты и писатели.

Уроженец Измаила, участник Гражданской войны на Украине, воспитанник основоположников советского политического плаката Д. Моора (Дмитрий Орлов) и Виктора Дени Василий Селиванов в годы Великой Отечественной войны был не только художником, но и военным корреспондентом газеты «На страже Родины». В 1942 году он фактически заменил собой целую редакцию информационного агентства, выпустив в одиночку около семидесяти плакатов. Выразительный плакат 1943-го года «Домохозяйки, юноши, подростки, спасали вы, спокойствие храня, свое жилье от вражьего огня...» сделан Селивановым в содружестве с поэтом и прозаиком Верой Инбер.

Среди работ одного из организаторов ленинградского отделения «Окна ТАСС» Виктора Слыщенко есть плакаты из популярнейшей среди ленинградцев серии «Тетя Даша». Например, такой: «Тетя Даша на посту./ Пост на энском чердаке./Даша смотрит в высоту, /Клещи стиснула в руке» (стихи Ольги Берггольц).

Плакат «Зол, неистов и хитер» (1941? – 1942) выполнен рукой Моисея Ваксера. Талантливый юноша, обративший на себя внимание в предвоенные годы иллюстрациями к «Северным рассказам» Паустовского, «Обломову» Гончарова и «Тилю Уленшпигелю» Шарля-де-Костера, умер от истощения в стационаре Ленинградского института живописи, скульптуры и графики (бывшей Академии художеств) 4 февраля 1942 года. Его дипломной работой – в декабре 1941 года Ваксер окончил архитектурный факультет – стал проект «Парка-памятника героической обороне Ленинграда»...

Символическое значение обретает один из центральных экспонатов выставки – «окно» № 755/755а «Всегда, во все времена и века, русский воин бивал пруссака» (художник Владимир Милашевский, автор текста Алексей Машистов, 1943).

"