Posted 17 августа 2015,, 21:00
Published 17 августа 2015,, 21:00
Modified 8 марта, 03:33
Updated 8 марта, 03:33
«Окна ТАСС» – информационный щит телеграфного агентства Советского Союза, продолживший традиции агитационных плакатов «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства). «Окна РОСТА» возникли в период Гражданской войны и интервенции 1918–1920 годов и, исполнив свое предназначение, канули в небытие с началом мирного времени. Возродился же особый вид малотиражного, создаваемого вручную (способом трафаретной печати) плаката в первые дни Великой Отечественной войны.
24 июня 1941 года свежеизготовленный плакат был выставлен в окне Елисеевского магазина на Невском проспекте Ленинграда. 27 июня эстафету подхватила столица: первым «адресом» московского плаката стало окно дома № 20 на Кузнецком мосту. Выразительные и лаконичные, выполненные с использованием приемов лубка и раешника, плакаты оперативно отражали злободневные события сегодняшнего дня, носили остросатирический, агитационный и политический характер.
Как это было, организаторы выставки показали с помощью реконструкции: «Окно ТАСС» под номером 782/782а «Советский воин, будь спокоен» (художник Михаил Соловьев, автор текста Александр Жаров) экспонируется в импровизированном окне, перед которым стоят темные, вырезанные из картона фигуры. Женщина, ребенок, боец... В одной из витрин можно увидеть портативную типографию и образцы шрифтов времен Великой Отечественной войны.
Над изготовлением плакатов трудились лучшие художники Москвы и Ленинграда. Тексты к ним писали Демьян Бедный, Ольга Берггольц, Самуил Маршак, Василий Лебедев-Кумач, Степан Щипачев и многие другие известные поэты и писатели.
Уроженец Измаила, участник Гражданской войны на Украине, воспитанник основоположников советского политического плаката Д. Моора (Дмитрий Орлов) и Виктора Дени Василий Селиванов в годы Великой Отечественной войны был не только художником, но и военным корреспондентом газеты «На страже Родины». В 1942 году он фактически заменил собой целую редакцию информационного агентства, выпустив в одиночку около семидесяти плакатов. Выразительный плакат 1943-го года «Домохозяйки, юноши, подростки, спасали вы, спокойствие храня, свое жилье от вражьего огня...» сделан Селивановым в содружестве с поэтом и прозаиком Верой Инбер.
Среди работ одного из организаторов ленинградского отделения «Окна ТАСС» Виктора Слыщенко есть плакаты из популярнейшей среди ленинградцев серии «Тетя Даша». Например, такой: «Тетя Даша на посту./ Пост на энском чердаке./Даша смотрит в высоту, /Клещи стиснула в руке» (стихи Ольги Берггольц).
Плакат «Зол, неистов и хитер» (1941? – 1942) выполнен рукой Моисея Ваксера. Талантливый юноша, обративший на себя внимание в предвоенные годы иллюстрациями к «Северным рассказам» Паустовского, «Обломову» Гончарова и «Тилю Уленшпигелю» Шарля-де-Костера, умер от истощения в стационаре Ленинградского института живописи, скульптуры и графики (бывшей Академии художеств) 4 февраля 1942 года. Его дипломной работой – в декабре 1941 года Ваксер окончил архитектурный факультет – стал проект «Парка-памятника героической обороне Ленинграда»...
Символическое значение обретает один из центральных экспонатов выставки – «окно» № 755/755а «Всегда, во все времена и века, русский воин бивал пруссака» (художник Владимир Милашевский, автор текста Алексей Машистов, 1943).