Posted 17 августа 2010,, 20:00

Published 17 августа 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:51

Updated 8 марта, 06:51

«Рыбка» у моря

17 августа 2010, 20:00
Фестиваль «Золотая рыбка» проходит уже в 15-й раз. За время существования он несколько раз менял адрес, пожив и в Москве, и в Ярославле, однако в последние годы обосновался в Анапе: дирекция решила, что знаменитый детский курорт – лучшее место для проведения такого смотра. Конкурсная программа состоит в этом году из 40

Еще недавно слова «детские мультфильмы» звучали почти как тавтология. Но сегодня уже мало кто считает анимацию исключительно «детским» искусством. Более того, в широком и разнообразном пространстве современной мультипликации детскому кино приходится сейчас довольно несладко, и мало кто взялся бы прогнозировать, каким станет детский аниматограф будущего и какое место займет он в мире анимации.

Происходившая пару лет назад шумиха вокруг канала «2х2» лишний раз продемонстрировала озабоченность и растерянность огромной части населения перед этим неконтролируемым валом мультипликационной продукции, часть которой нехороша вообще, другая – абсолютно нехороша именно с точки зрения детского восприятия. Шли даже разговоры о том, чтобы закрыть канал или ввести цензуру. Впрочем, запретительные меры – просты и нерезультативны. Куда сложнее (зато мудрее и эффективнее) воспитывать в подрастающем поколении вкус и чувство прекрасного, научая его отличать качественный культурный продукт от дешевых поделок.

Именно такие задачи ставит перед собой фестиваль «Золотая рыбка». «Мы в первую очередь работаем со зрителями, то есть с детьми, – говорит «НИ» генеральный директор фестиваля Виктория Лукина. – Мы не просто собираем и показываем программу, но пытаемся помочь нашему зрителю всмотреться и понять то, что он видит. Поэтому у нас так много встреч со зрителем и мастер-классов, поэтому на фестиваль приезжают столько педагогов, работающих с детьми. Объяснить, увлечь – это для нас самое главное».

Пусть на небольшом пространстве, но метод дает свои плоды. Приходящие на фестиваль дети за несколько дней проделывают огромный путь от «Мадагаскара», который неизменно называется большинством маленьких зрителей на первых опросах, до тонкостей работы с сыпучими материалами, самостоятельного оживления объектов и прочих премудростей искусства анимации. Строя кадр, придумывая историю, создавая свое красивое маленькое кино, дети не просто развлекаются и получают азы профессии, но – что намного важнее – меняют угол зрения, начинают иначе смотреть на работу взрослых режиссеров, улавливать красоту кадра и изящество пластики персонажей.

Кризисная ситуация, которая заметна в нынешние дни, сложилась благодаря трем глобальным общемировым тенденциям. Первая связана с анимационным бумом 1990-х, когда количество производимых в мире мультфильмов увеличилось в десятки раз. Второй серьезной проблемой становится то, что все чаще большие студии, стремясь расширять аудиторию, изготавливают не детское, а так называемое «семейное» кино. При хорошем раскладе получаются сказки с простой повествовательной формой и глубоким содержанием, но куда чаще речь идет о развлекательных бессмыслицах вроде «Мадагаскара-2», которые из-за примитивности сюжета и юмора понятны самым слабо развитым представителям общества. Наконец, третьей и главной трагедией для детского анимационного кино стало разрушение соцлагеря с его бюджетными детскими кинопроизводствами. До 1990-х не только в СССР, но и во всех остальных социалистических странах существовали огромные анимационные кинокомпании, создававшие штучные детские мультфильмы. Эти студии – «Синемафор» в Польше, «Краткий фильм» в Чехии, «Панония» в Венгрии и пр. – были практически единственным источником «авторского» детского короткометражного кино. На подобных маленьких фильмах работали большие художники и режиссеры, которые добивались красоты каждого кадра, каждой реплики, каждой музыкальной фразы. И хотя социалистические короткометражки не всегда могли спорить с американскими сериалами по части развлекательности и популярности, именно они, благодаря своей художественной самобытности, определяли лицо и развитие мирового детского аниматографа. Этот уникальный соцжанр в сегодняшней анимации представлен весьма слабо, и, что еще печальнее, отдельные работы или проекты, то тут, то там возникающие, почти не находят дороги к зрителю, поскольку оказываются нерентабельными в условиях капиталистического рынка.

"