Posted 17 августа 2005,, 20:00

Published 17 августа 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:28

Updated 8 марта, 09:28

Монумента не видим, зато помним

Монумента не видим, зато помним

17 августа 2005, 20:00
«Новые Известия» вместе с Национальной почтовой службой Mail.ru провели очередной социологический опрос. На этот раз предлагалось выявить те памятники или архитектурные сооружения, которые стали или в будущем станут символами России. Среди 6 тысяч ответивших почти треть сошлась на любви к эпохальному сталинскому монуме

В том, что «Рабочий и колхозница» оказались на вершине хит-парада памятников, нет ничего удивительного. Эту скульптуру знали в советские времена все от мала до велика, даже не задумываясь о времени ее создания, о месте, где она стоит, и о том содержании, которое вкладывала в нее Вера Мухина, создавая группу для парижской выставки 1937 года. Мужик с молотом и его подруга с серпом ассоциировались с кинематографом – со студией «Мосфильм», а не с триумфом сталинского благоденствия. Так оно происходит и до сих пор. Вот уже почти два года монумент находится в разобранном состоянии на реставрации, восстановление его каркаса затягивается, проекты установки постоянно меняются (прежнее место у ворот ВДНХ уже не подходит), но в

народной памяти «Рабочий и колхозница» так навсегда и останутся выплывающими откуда-то из глубины экрана.

Удивительно, что на втором месте оказался такой же монумент-призрак. Храм Христа Спасителя – это антитеза мухинской вере в прогресс и революцию: муляж собора XIX века в византийском стиле восстановлен в новорусской Москве за рекордные сроки. Он стал не только символом возрождения православия и срастания его с властью, но и самым ярким воплощением московского строительного бума, поощряемого мэром Юрием Лужковым. Из той же серии памятников «лужковского стиля», которые часто критикуют за кичевость, но которые у всех и всегда на виду – статуя Петра, ансамбль Манежной площади и монументы на Поклонной горе (все они созданы неистовым Зурабом Церетели).

Не может не впечатлить тот факт, что, согласно опросу, самые знаковые сооружения России принадлежат к советскому или постсоветскому времени. Кремль, собор Василия Блаженного или Зимний Дворец, столь любимые туристами, в десятку не попали. Видимо, они слишком глянцевые и официальные, чтобы символизировать реальные вкусы россиян. Зато те мемориальные комплексы, которые еще недавно чиновникам казались пережитком советских времен – Мавзолей и комплекс на Мамаевом кургане, – обрели новую популярность (эта популярность не в последнюю очередь связана с недавними празднованиями юбилея Победы).

В списке нет ни одного жилого сооружения (хотя устроители опроса в качестве варианта предлагали даже хрущевские пятиэтажки). Видимо, символом России может стать только «общее» строение, в котором нет ни чиновников, ни частных хозяев. Десятку, опять же по иронии судьбы, замыкает сооружение, которое в скором времени также готово превратиться в призрак – гостиница «Россия» будет снесена в следующем году, и ее место в чате займет, скорее всего, какой-нибудь очередной московский новострой.



Какая скульптура или архитектурное сооружение XX века, на ваш взгляд, войдет в историю как символ России?

1. Скульптура «Рабочий и колхозница» – 23,62%

2. Храм Христа Спасителя (восстановленный) – 18,00%

3. Монумент Родина-мать на Мамаевом кургане – 15,66%

4. Мавзолей на Красной площади – 15,01%

5. Здание МГУ – 11,99%

6. Останкинская телебашня – 6,80%

7. Памятник Петру I Церетели – 2,43%

8. Архитектурный комплекс на Поклонной горе в Москве – 2,01%

9. Архитектурный комплекс на Манежной площади в Москве – 0,92%

10. Гостиница «Россия» – 0,79 %

"