Posted 17 августа 2004,, 20:00
Published 17 августа 2004,, 20:00
Modified 8 марта, 09:46
Updated 8 марта, 09:46
По сути это те самые нужные в хозяйстве вещи, которые в советские времена нельзя было купить в супермаркете («Сельпо» и «Промтовары» были завалены чем угодно, только не тем, чем надо). На волне советских дефицитов подобным затеям обучали телепрограммы типа «Умелые руки» – как, к примеру, из пластиковой бутылки сделать кухонный совочек, а из посылочной коробки замечательный почтовый ящик.
Правду сказать, Владимир Архипов собирал далеко не все предметы самодеятельного творчества. Его взгляд приковывали совсем уж диковинные создания: перевернутый холодильник на колесах в качестве тележки для чебуреков или коврик перед входной дверью из набитых на доску пивных пробок. Каждая из таких штуковин – метафора обыденной вещи. Ведь нормальный предмет (канистра или сковородка), купленный в магазине, лишен поэзии. Он сделан для всех и ни для кого. Но когда прозаическая канистра превращается в восхитительный красный умывальник (стоит только приделать к ней кран), как тут же возникает целый шлейф ассоциаций, приводящий прямо в музей наивного искусства. Сам Архипов называет такой шлейф «аурой создателей». «Штуковины» (термин Архипова), по словам художника, «поражают своей невозможной честностью в эпоху поп-культуры».
Попадая в музей, кажется, что вошел в старорежимную комнату смеха, только в выгнутых зеркалах отразились не ваши физиономии, а ваш домашний ширпотреб. Эти искажения всегда вызывают улыбку. В каждую штуковину тычешь пальцем как в ископаемый реликт. Кому сейчас придет в голову превращать материнскую плату от
допотопной ЭВМ в стиральную доску? Может, у кого-то еще и осталась самодельная цветомузыка на транзисторах и резисторах, но подключать ее сегодня просто не к чему – нет уже катушечных магнитофонов. А потому это самый что ни на есть подходящий материал для музея. Притом для очень поучительного музея! Ведь кто знает, не станут ли наши потомки смеяться над нехитрыми уловками сегодняшнего дня – рассадой в коробках из-под йогурта или половыми тряпками из старых штанов. По мнению собирателя, народную тягу к конструированию оригинальных бытовых форм не истребит никакой рынок. Народные уловки эффектней (а иногда и эффективней) любого артефакта художника-концептуалиста. И хочется, конечно, верить, что русская хозяйка по сей день складирует использованные пакеты и банки, развалившиеся стулья и оторвавшиеся железяки совсем не из бедности, а из-за своего богатого художественного воображения.