Posted 17 июля 2011,, 20:00

Published 17 июля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:05

Updated 8 марта, 06:05

Исключительное право

Исключительное право

17 июля 2011, 20:00
В пятницу у Юрия Любимова официально истек срок полномочий как художественного руководителя и директора Театра на Таганке. Коллектив театра ждет, что в ближайшие дни департамент культуры подпишет документ о назначении Валерия Золотухина и.о. художественного руководителя.

Однако до сих пор не до конца ясной остается судьба репертуара театра. Большую часть спектаклей поставил Любимов, поэтому театр может лишиться этой части постановок, если Юрий Петрович захочет ввести на них запрет. «У Юрия Петровича Любимова на все его постановки существует исключительное смежное право, – рассказала «НИ» юрист Ирина Тулубьева. – Соответственно, использование постановки допускается на основании договора с режиссером-правообладателем. И он, как правообладатель, может разрешать и запрещать использование любой своей постановки». Однако, как пояснила г-жа Тулубьева «НИ», 4-я часть Гражданского кодекса, которая вступила в силу 1 января 2008 года, вводит такое понятие, как «служебное исполнение», при котором авторские права принадлежат работодателю. «Речь идет о том, что если в трудовые обязанности работника входила работа по созданию спектаклей, то такая постановка является служебной, и права на ее использование принадлежат работодателю, – сказала Ирина Тулубьева. – Однако здесь есть один важный момент. Если в служебные обязанности режиссера входила постановка спектаклей, а в трудовом договоре было прописано, какое именно количество постановок он должен создавать в отведенный период времени, то права на ряд спектаклей, созданных после 1 января 2008 года, могут быть у работодателя. Если, конечно, контракт не предполагает иного».

На вопрос, есть ли возможность договориться полюбовно, собеседница «НИ» сказала: «Как я понимаю, стороны сами не способны разрешить этот спор – очень много эмоциональных моментов, которые мешают. Кроме того, изначально существует некоторое неравенство положения между режиссером и актерами. Поэтому переговоры, наверное, будут тупиковыми. Но если этим займутся руководители от культуры, будет найден какой-то компромисс». По мнению юриста, запрет Юрия Любимова играть созданные им постановки может означать, что театр фактически не сможет работать. «Театр должен продолжать жить в том или ином виде. Закрывать его в связи с тем, что возник подобный конфликт, не совсем правильно», – добавила Тулубьева.

Несмотря на сложившуюся в театре ситуацию, актеры не теряют оптимизма. В частности, актер Эрвин Гааз (который официально уже полгода не работает в Театре на Таганке, однако ездил на недавние гастроли в Чехию как приглашенный артист) на вопрос «НИ» о том, намечается ли какая-то программа – с чем театру выходить в новый сезон, – сказал: «Программа только одна: не дать развалить театр, сделать так, чтобы труппа нормально работала. А потом, надеюсь, какие-то планы появятся». «В театре есть несколько режиссеров, учеников Юрия Петровича. Точнее – учеников курсов, набранных специально для Театра на Таганке в разные годы», – отметил актер. «Например, наш курс в Щукинском училище (актерско-режиссерский), был набран в 1990 году именно для Таганки, – добавил Гааз. – Из режиссеров трое до сих пор работают в театре. Здесь достаточно профессиональных людей. Есть замечательные мастера старшего поколения, которые уже давно сами ставят спектакли. Приятно, что актеры настроены работать, делать свое дело, а не заниматься дрязгами».

"