Posted 17 июля 2008,, 20:00
Published 17 июля 2008,, 20:00
Modified 8 марта, 07:58
Updated 8 марта, 07:58
– Володя, обеденное время, хорошая кухня, а вы себе только коктейль заказали. Диета?
– Просто не хочется.
– Но у большинства людей аппетит разыгрывается к обеду.
– Следовательно, я не принадлежу к большинству.
– Основатель логики Аристотель сделал бы то же заключение. Вы вообще мало едите?
– Я сторонник теории, что человеку для поддержания жизни достаточно восьми грецких орехов в день. Ученые проверили ее на обезьянах и обнаружили, что ограничение в пище привело к значительному увеличению продолжительности жизни. Вопрос в том, согласятся ли люди жить с постоянным чувством голода.
– Сомневаюсь. Потому что отказаться от курения, зная, что оно укорачивает жизнь, готовы немногие.
– Конечно. Люди не готовы лишить себя того, что доставляет им удовольствие или избавляет от дискомфорта. Им важно качество жизни.
– А вы не испытываете дискомфорт, ограничивая себя в еде?
– Нет. Я себя приучил, и мне вполне комфортно.
– Для вас качество жизни – это что?
– (Пауза). Состояние, когда ты можешь реализовать самые безумные желания и проекты.
– Безумные?
– Не могу сказать, что все они разумны. Саму актерскую профессию назвать разумной язык не поворачивается.
– Почему же вы этим занимаетесь?
– Так уж получилось, что я вступил на этот путь и вроде бы чего-то на нем достиг. Но все равно иногда возникает мучительное ощущение, что занимаю не свое место.
– А ваше место – оно где?
– По всем данным, я должен был жить в Новокузнецке и работать в цехе по ремонту металлургического оборудования.
– Вы же росли в артистической среде, откуда такая мысль?
– От своей среды люди часто отталкиваются. Металлурги и шахтеры в детстве и юности вызывали у меня больше уважения, чем люди, работающие на арене детской радости – так называли театр кукол, в котором служили мои родители.
– Типично советское представление.
– Конечно. Все, кому сейчас больше тридцати, сформированы в СССР.
– Вы этим гордитесь?
– Констатирую.
– Пригодилась ли вам советская школа жизни?
– Если я вынес из нее что-то полезное, то это убеждение, что деньги не сделают тебя счастливее. Гнаться за деньгами – это тупик.
– Но и без денег никуда. Значит, что – следует достичь определенного благосостояния и остановиться на этом уровне?
– Если бы я был один, я бы так и сделал. Но всегда есть те, кому надо помочь. И их число не уменьшается.
– В Интернете я прочел, что в детстве вы увлекались энтомологией и мечтали стать биологом, а не металлургом.
– Это правда.
– И с чего это началось?
– (Пауза). Я скажу, раз вам интересно, но сам бы не сказал. С менингита, которым я заболел в шестилетнем возрасте.
– Вы хорошо помните болезнь?
– Еще бы! Это, наверное, самый первый яркий период моей жизни. Я четыре месяца лежал на спине, как овощ. И притом в карантине. Мне сделали больше четырехсот уколов в ноги. Я отмечал их метками на стене. И еще брали костный мозг, втыкая толстую иглу в позвоночник. Как вспомню, так вздрогну. Одно неловкое движение, твое или врача, – и ты парализован. Головная боль была такая чудовищная, что мама приносила мне розовое масло, чтобы во время приступов я вдыхал его запах. Но эта боль позволила мне понять пределы своего существования. Все боли, которые были потом, не шли ни в какое сравнение с этой. Наверное, это было самое героическое время в моей жизни. В результате менингит меня закалил. Потом я заново выучился ходить. Когда меня выписали, родителям выдали список того, что мне было нельзя. Смеяться нельзя, грустить нельзя, играть нельзя, холодного и горячего не есть и так далее. Что мне оставалось? Дома ковырялся с пауками и тараканами, благо их было в избытке. Пытался установить, почему тараканы не попадают в паучьи сети. Когда выходил во двор, возился с муравьями. Стал читать научную литературу, однажды написал в журнал «Юный натуралист» про обнаруженного мной в Новокузнецке красноклопа, о котором в энциклопедии было написано, что он встречается в европейской части СССР. Мою наблюдательность очень похвалили, но сказали, что это, увы, не открытие.
– Когда вы вспомнили мать, я подумал о покойной Нонне Викторовне Мордюковой, с которой вы сыграли мать и сына в фильме Дениса Евстигнеева «Мама». Она лестно о вас говорила.
– Она неожиданно тепло ко мне отнеслась, и мы как-то сразу сблизились. Сам я не смог бы ей понравиться, и никто бы не смог – выбирала она. И в подсознании стала для меня второй мамой.
– Я еще в нашем телефонном разговоре понял, что для вас ее смерть – личная потеря.
– Вы знаете, я всегда очень боялся потерять близких и отгонял от себя мысли о неизбежной смерти отца и матери. У мамы все время болело сердце, но она никогда не обращалась в поликлинику. Сознание того, что я ничем не могу ей помочь, было ужасно.
– А о том, что может быть после смерти, вы думали?
– Да, но долго не мог понять, что. Считается, что в последние мгновения перед смертью человек видит всю свою жизнь. Как будто ее прокручивают перед ним, как видеозапись в режиме fast forward. И мне кажется, что человек может в любой момент нажать на «стоп». И после смерти останется в этом зафиксированном состоянии.
– Как в «Фаусте»: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно»?
– Вот именно.
– А вам бы подошла роль Мефистофеля. Собственно говоря, нечто вроде демона-искусителя вы недавно сыграли в фильме «Домовой» Карена Оганесяна.
– Мне кажется, что в моей модели человеку предлагаются несколько более выгодные условия, чем Фаусту у Гете. Фауст мог остановить реальное мгновение и в этом состоянии отправиться в вечность, а в моем представлении человек может остановить видеозапись. То есть Фауст каждую секунду должен мучительно решать, она ли прекраснее всех, остановить ли ее или ждать другую, получше.
– Это напоминает известную математикам «задачу о выборе невесты». Допустим, что перед вами одна за другой проходят N девушек, а вам надо выбрать самую красивую. Все гордые – если отвергнете, то насовсем. Ответ такой – нужно пропустить N/e невест, где е = 2,718…– основание натуральных логарифмов, запомнить лучшую из них и остановиться на первой, которая будет краше этой.
– А если все остальные будут менее красивы?!
– Придется брать последнюю по счету, даже если она похожа на Бабу-Ягу.
– И это лучший способ действий?
– Увы.
– Значит, я правильно думаю, что брак по расчету нерасчетлив.
– А как лучше?
– По чувству. Когда инстинкт тебе говорит: «Она лучше всех на свете!»
– А лет через десять разум скажет: «Ну и дурак же ты был!»
– Так то ж через десять лет. Раньше вы друг другу подходили, а теперь – нет. Может, и лучше было бы одну на всю жизнь, но не факт, что такая вообще существует. Однако каждый раз веришь, что вот она.
– Играть на сцене и в кино тоже нужно по наитию?
– Не только, но чутье очень важно. Роберт Де Ниро во время репетиций «Доброго пастыря» мне сказал: «Володя, не думай о том, как это сделать. Попробуй следовать своему инстинкту. Он не обманет». Очень верное замечание, хотя несколько вразрез с системой Станиславского. Хотя в кино есть еще одна система. Вы знаете эту знаменитую историю про Жана Габена?
– Это когда ему нужно было изобразить реакцию мужа, который застает жену с любовником, и он попросил ассистента принести таз с очень горячей водой и поставить в прихожей. А оператору скомандовал снимать крупным планом его лицо, когда он вступит в кипяток?
– Каков, а? Между тем актеры театральной школы настороженно относятся к таким приемам. «Ты попробуй это сыграть!» – говорят они. Но ведь зритель не видит ног в кипятке. Он видит на крупном плане глаза актера, в которых отражается боль. Эта боль реальна и передается ему в той мере, в какой это необходимо для искусства.
– Мне кажется, что умение передать страдание – одно из самых важных для актера.
– И самых сложных. Но есть и другое состояние души, может, еще более загадочное – любовь.
– Ее, в отличие от боли, в одиночку не сыграешь.
– Театр одного актера – это вообще не для меня. Мне нужны партнеры.
– Вам довелось сыграть нескольких, если можно так сказать, «победительных», в том числе и на любовном фронте, героев нашего времени. Как вы относитесь к победам как к таковым?
– Я не люблю играть героев. Считаю себя харАктерным актером, но режиссеры видят иначе. А победы... Победа – консерватор, потому что предлагает движение в том же направлении. Люди, в чем-то добившиеся успеха, пытаются его повторить. Снова войти в ту же реку. Отсюда бесконечные режиссерские и актерские самоповторы. Сам грешен, я имею в виду «Папу», которого перенес из театра в кино. Опасный путь. Ценность поражения в том, что тебе нужно поменять систему. Поражение в этом смысле – новатор.
– А у вас было искушение законсервироваться? До конца играть персонажей вроде ВИП из «Лимиты» и Платона из «Олигарха»? Застыть в образе самого крутого мачо в российском кино?
– У меня никогда не было ощущения полной победы. После удачной работы меня преследует опустошение. Да и в каком смысле удачной? Сам я не могу оценить того, что сделал. Разве что на съемках, посмотрев видеоповтор сыгранного эпизода, могу что-то поправить в следующем дубле. Оценивает твою работу всегда кто-то другой. Зрители, критики. Но как оценивают зрители? «Классно ты сыграл, мужик!» Или просто: «Во!» Спасибо, конечно, но информации в этом немного. Вы, которые о нас пишете, – другое дело. Вы нам действительно показываете, что мы сделали.
– Неужели вам никогда не хотелось убить критика за критический отзыв о вашей игре или режиссуре?
– Еще как хотелось! Одну критикессу, которую вы хорошо знаете. Но, когда остыл, подумал, что в чем-то она права. И сделал из этого выводы.
– Поступили согласно моему афоризму: «Критика не обязана быть конструктивной, но может быть конструктивно использована критикуемым». Вы критично относитесь к своим старым ролям?
– Редко могу досмотреть их до конца. Часто прихожу в ужас. Единственное, что утешает, – сознание, что сделал все, что мог.
– И вы всегда делаете все, что в ваших силах?
– Я считаю, что машина должна быть загружена по полной. И мне кажется, что у меня есть право сказать, что к своим сорока пяти я от себя этого добился.
– Сорок пять вам будет только в ноябре. Интересно, о чем вы думаете, приближаясь к этой точке?
– О том, что получу последний паспорт. И мой образ для государства станет неизменным. Как фотография на могиле.
– Может быть, именно этот стоп-кадр вы и выберете для вечности в последние мгновения жизни?
– Спасибо, что подсказали. Подойду к этому моменту со всей ответственностью (смеется).
– Вы ощущаете тяжесть возраста?
– Физически – нет. Cкорее морально.
– Вы, как можно судить по бицепсам, в отменной форме. Качаетесь?
– Каждое утро.
– Сколько раз можете отжаться?
– Полсотни без проблем.
– А подтянуться?
– Двадцаточку сделаю. Готов к труду и обороне.
– Предлагаю выпить за то, чтобы не пришлось ни от кого обороняться.
– С удовольствием. (Выпивают.)
– Что, по-вашему, в мужчине главное?
– (Пауза). Не физические данные, о которых мы только что говорили. И не сексуальные. Думаю, что ответственность. Мужчина – это ответственно действующий человек. А женщину определенная доля безответственности только красит.
– How do you speak English?
– Fluently.
– Освоили, когда снимались в «Голубой Игуане»?
– Освоил не только язык – это был во многих отношениях замечательный опыт. Началось с того, что Майкл Редфорд посмотрел «Вора» и решил, что я ему нужен. Отыскал меня в Испании. Прилетел на два дня. Потом я приехал на съемки. Сценарий придумывали на ходу. Репетировали на улице. Он задавал ситуацию, мы приносили этюды. По сути, я в третий раз попал в актерскую школу, и у меня сильно поменялось отношение к себе и к окружающему миру. Роль была маленькая, но в Америке такое появление гораздо важнее, чем у нас. Это событие, которое значит, что ты попал в обойму. После этого меня и пригласил на пробы Де Ниро.
– Де Ниро – один из самых известных и высокооплачиваемых актеров мира. Трудно с ним было общаться?
– Так же, как со многими нашими актерами. Мы с ними во многом похожи.
– А отличие в чем?
– Они, пожалуй, более естественны и более инстинктивны. У американцев какое-то врожденное правдоподобие. Но их звезды не принадлежат себе, а этому не позавидуешь.
– Кто из американских актеров, с которыми вы работали, произвел на вас наибольшее впечатление?
– Дженнифер Джейсон Ли. Она была настолько свободна, органична и точна в работе, что меня это завело.
– И все пошло, как гласит название фильма, по-быстрому?
– С того момента, как я встроился в ее систему, – да, quicky.
– А с кем из американцев вы могли бы сдружиться?
– Так, как с моими друзьями здесь, – ни с кем. Нет общего прошлого. И долго общаться тоже бы не мог. Долгое общение двух актеров предполагает совместную работу, но располагают-то актерами режиссеры и продюсеры. Так что при всей общительности я довольно замкнут. Мне не нужно, чтобы вокруг было много людей. Не нужно долгих встреч. Можно раз в год общаться по телефону и чувствовать с этим человеком постоянный контакт. Потом, актеры, особенно в Америке, страшно заняты. Зачем надоедать? Лучше не подходить. Чтобы не разочароваться (смеется). Актеры – исключительно экранное явление.
– Тем больше интерес публики к их заэкранной жизни.
– Я бы перевел этот интерес на политиков. Это у них все должно быть публично и прозрачно (смеется).
– У вас были настырные поклонницы?
– Таких, которых я не мог бы убедить не надоедать, не было.
– Это уже элемент режиссуры. Мне, кстати, нравились ваши театральные постановки, в них была какая-то бесшабашность. В кинорежиссуре вы сдержанней, но мне кажется, что это сдержанность пружины, которая готова выстрелить.
– Спасибо, но в режиссуре я самозванец. Действую совершенно интуитивно.
– Есть у вас режиссерская мечта?
– Две. Про одну ничего не скажу, чтобы не спионерили, а другая такая. Когда мне стукнет семьдесят пять, взять бы оператора Национального географического общества Америки и поставить «Старик и море». Океан, Рыба, Человек. Хочу соединить любовь к биологии с любовью к морю и к режиссуре. Кинематограф одного актера я себе почему-то представляю. В формате IMAX…
– Если в 40 лет вы отважились сыграть престарелого папу в своем же фильме, то почему бы в 45 вам не сыграть старого рыбака?
– Там все-таки был кинематографический театр, а тут – чистой воды кино. Требуется другой уровень правдоподобия. Это еще Станиславский заметил.
– Хочу забронировать интервью перед вашим 75-летием.
– За это надо выпить! (Выпивают).