Posted 17 июня 2015,, 21:00

Published 17 июня 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:39

Updated 8 марта, 03:39

Аутсорсинг в искусстве

Аутсорсинг в искусстве

17 июня 2015, 21:00
23 частных музея из США и Европы, а также КНР, Индонезии, Дубая, Турции и Мексики договорились делиться информацией по приобретенным произведениям искусства и экспонатам. Решено делиться не только отдельными произведениями искусства, но и целыми выставками.

К созданию ассоциации подтолкнул быстрый рост числа богатых коллекционеров в Азии и других странах с развивающейся экономикой.

Государственные музеи и картинные галереи как в Старом, так и в Новом Свете уже давно сотрудничают, берут у коллег или дают им на время картины и скульптуры и отправляют целые выставки. Однако сейчас на рынке произведений искусства появился новый сектор – сектор частных музеев в таких странах, как Китай и Индонезия, у которых достаточно средств, но не хватает опыта и знаний. В том числе и совместной работы.

Отцом-основателем Глобальной музейной частной ассоциации (GPMA) является общепризнанный знаток рынка современных произведений искусств в КНР Филип Додд, бывший директор лондонской галереи, а ныне глава агентства Made in China. Официальное оформление новой ассоциации состоялось на международной ярмарке искусств «Art15», которая ежегодно проходит в лондонском Кенсингтоне.

«Мы считаем, что через какое-то время наши участники разработают между собой совместную стратегию, – сказал Филип Додд изданию Financial Times. – Большая выставка в Турине может переехать, скажем, в Майами или Пекин…»

На рынке частных музеев и галерей сейчас царит неразбериха. До сих пор нет даже более-менее точной статистики, поэтому трудно определить темпы его развития. Хотя и считается, что они довольно высоки.

Согласно «Исследованию для коллекционеров произведений искусств», выполненному в 2014 году исследовательской группой Larry’s List, на планете работали примерно 350 частных музеев. Явление это достаточно новое. Только 27%, т.е. каждый четвертый, были открыты до 2000 года. Более половины открылись в первое десятилетие XXI века, а последние 20% начали работать после 2010 года.

Стремительному развитию сектора частных музеев и галерей способствует еще более стремительное накопление богатств физическими лицами в развивающихся странах. Достаточно сказать, что по количеству долларовых миллиардеров в прошлом году Китай, по данным Wealth-Xи UBS, уступал только США.

Главными преимуществами частных музеев перед общественными являются финансовая независимость от госбюджетов, большие средства и зачастую значительно меньший управленческий аппарат, который может намного быстрее принимать важные решения по приобретению произведений искусства или организации выставок.

Серьезные проблемы с финансированием, ставшие особенно заметными во время финансового кризиса, вынуждают государственные музеи и музеи, финансируемые благотворительными и иными фондами, доказывать свою общественную полезность, наращивая численность посетителей. У частных музеев эта проблема выражена менее остро. Финансовая независимость позволяет им проводить более рискованную политику.

Одним из наиболее опытных и крупных музеев в GPMA является туринский музей Fondazione Sandretto Re Rebaudengo, который отмечает в этом году двадцатую годовщину своего существования. Этот музей еще в конце девяностых проявил большой интерес к современному искусству и приобрел в Лондоне работы таких художников, как Аниш Капур и Джулиан Опи. Сейчас Fondazione Sandretto Re Rebaudengo имеет свыше тысячи экспонатов и держит их в двух зданиях в Турине.

Основательница туринского музея Патриция Сандретто Ре Ребауденго говорит, что европейские коллекционеры уже сравнительно хорошо знакомы друг с другом, но крайне плохо знают своих коллег из Азии. Именно налаживанием связей между коллекционерами с разных континентов, по ее убеждению, будут сейчас заниматься частные музеи.

Еще одним видным игроком в новом секторе считается сельскохозяйственный магнат индонезийско-китайского происхождения Буди Тек, который за последние семь лет открыл даже два частных музея. По его словам, поле деятельности в этой области очень широкое, потому что и в КНР, и в Индонезии ощущается большой дефицит музеев.

Сейчас все чаще можно услышать сравнения между современными коллекционерами и филантропами XIX–XX веков, такими как Генри Фрик, Соломон Гуггенхайм, Генри Тейт, коллекции которых, прежде чем стать общественными, были частными. Кейт Брайан, директор «Art15», считает, что частные музеи в развивающихся экономиках уже все активнее играют роль государственных учреждений искусства.

Очень кстати для них и поддержка государства. В Китае власти поддерживают открытие частных музеев и галерей, потому что они обеспечивают растущий средний класс культурным контентом и одновременно позволяют государству оставаться как бы в стороне от отдельных «сомнительных» политизированных произведений искусства. Так как современное искусство порой может становиться проблемой для властей, можно считать их помощь частным музеям аутсорсингом в мире искусства.

"