Posted 17 июня 2010,, 20:00

Published 17 июня 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:59

Updated 8 марта, 06:59

Самый известный Адъютант

Самый известный Адъютант

17 июня 2010, 20:00
Знаменитый актер, режиссер, художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин отмечает юбилей. День рождения художественного руководителя традиционно совпал с летними гастролями его театра. В этот раз Малый театр находится в юбилейном благотворительном турне по городам Поволжья, посвященном 65-летию Победы в Велик

Список его регалий, званий, должностей (среди которых была и должность министра культуры), театральных ролей и киноработ мог бы занять весь «толстый» номер «Новых Известий». Сам же юбиляр считает, что хотя высокими наградами он не обделен, но дело не в признании, а в призвании. Как он однажды сказал в беседе с корреспондентом «НИ»: «Я никогда не хотел быть ни пожарным, ни летчиком, ни милиционером, а только актером (хотя моя мама и была против этого выбора)». Подростком Юрий Соломин увидел фильм, снятый к 125-летию Малого театра, и понял, что хочет именно в этот театр. По окончании школы юноша из Читы с большим опытом выступлений в самодеятельности поехал в столицу поступать в Щепкинское училище. Поехал вместе с отцом, известным в Чите музыкальным деятелем, который имел право бесплатного проезда на поезде. В столице отца обокрали: унесли все деньги, документы, обратные билеты… Как вспоминает Юрий Соломин: «Мы сидели в скверике Большого театра и обсуждали, как нам быть. Прошло два тура конкурса. Отец нашел какого-то знакомого на вокзале, там связались с Читой, установили папину личность, так что он смог уехать. Отец предложил: иди к Пашенной и спроси, возьмут ли они тебя. Если «да», то оставайся и сдавай экзамены, если «нет», поедем вместе. Я набрался храбрости, пошел, объяснил ситуацию. Она сказала: «Оставайся». Вышло, что «остался» на всю жизнь.

На сцене Малого театра Юрий Соломин сыграл около полусотни ролей, преимущественно в русском классическом репертуаре. Создал десятки вариантов национального характера в его широчайшем диапазоне: от блаженной святости до низости слабодушия, от людей дела до легкомысленных мечтателей-вертопрахов. Играл в пьесах Островского, Грибоедова, Гоголя, Чехова, Льва Толстого и Алексея Толстого. В списке ролей – Хлестаков и Протасов, Николай II и царь Федор, дядя Ваня и Кисельников в «Пучине», Фамусов и Мольер…

Когда знаменитый японец Акира Куросава искал «идеальное русское лицо» для своего фильма «Дерсу Узала», то выбрал именно Соломина на роль Арсеньева. Этот фильм Соломин называет одной из своих любимых работ. А с великим японцем сохранилась дружба на всю жизнь, в доме артиста бережно хранятся ежегодные новогодние

открытки-поздравления, нарисованные Куросавой собственноручно.

Всесоюзная слава пришла к Юрию Соломину после фильма «Адъютант его превосходительства», немедленно разошедшегося на цитаты. «Павел Андреевич, вы шпион?» – «Видишь ли, Юра...» – кто не помнит этот обмен репликами? Памятным стал его дуэт с братом Виталием в музыкальном фильме «Летучая мышь», где он сыграл обаятельного и легкомысленного ловеласа Генриха Айзенштайна… Но, несмотря на солидный список киноролей (больше сорока), сам Юрий Соломин считает интересным и главным делом жизни театр, еще точнее – Малый театр.

Сыграв в выпускном спектакле Щепкинского училища бунтаря Треплева из чеховской «Чайки», Юрий Соломин, похоже, никогда не ощущал в искусстве желания «разрушить традиции и разогнать рутинеров»… По твердому убеждению актера, ему выпало время, когда «надо собирать, сохранять, поскольку слишком много вокруг разрушили и разломали… Громогласно отменили амплуа, хотя мы и продолжаем пользоваться ими на деле. Ну не может барабан играть партию скрипки, а тенор спеть басом. Хороший актер может сыграть все, что он может сыграть в рамках своей психофизической природы, своей индивидуальности».

Унаследовав роль царя Федора от Иннокентия Смоктуновского, Юрий Соломин создал свой вариант царя-юродивого. Легкий, светлый человек мягко ступал по сцене в ловко облегающих ногу сапожках (за тысячу представлений сапоги не раз приходилось менять – снашивались) и искренне не мог понять: отчего люди не живут сердцем? Ведь в нем все так ясно, так непреложно, так понятно…

Позвав в Малый театр на постановку «Горе от ума» Сергея Женовача (в тот момент, когда режиссер был выгнан из Театра на Малой Бронной), Юрий Соломин сыграл в ней Фамусова, открыв в классической роли новые обертона. Крепкий, бодрый непоседа –хозяин дома буквально летал по сцене, все успевая заметить: и припухшие глаза дочки, и соблазнительные округлости служанки, и пометку в календаре о крестинах у соседки-вдовы…

«Человек-глыба», по определению Сергея Женовача, Юрий Соломин десятилетиями строит и сохраняет Малый театр, уверенной рукой ведя его сквозь все шторма времени: «Не нами этот театр создан, не на нас кончится»… В Малом театре удалось сохранить атмосферу и уклад театра-дома, великолепное созвездие актерских талантов, первым среди равных в котором остается Юрий Соломин.

Редакция «Новых Известий» поздравляет Юрия Соломина и желает крепкого здоровья, счастья и долгих лет жизни.

Александр ФИЛИППЕНКО:
– Бывает же такое сочетание – и красивый, и талантливый, и добрый, и умный, и обаятельный, и порядочный, и муж прекрасный, и отец, и дед… Ну прямо так не бывает. Какой-то идеальный мужчина! А успел-то сколько за столь короткий срок – сколько фильмов, спектаклей, передач, сколько поклонников и поклонниц! Мне кажется, Юрий Мефодьевич счастливый человек – проживающий счастливую жизнь и осознающий это. Он веселый, красивый, честный человек, а это так редко в наше продажное время. Я как сосед по дому еще восхищаюсь его отношением к собакам и кошкам, коих количество в их доме неподсчитано. Я понимаю, что мое скромное поздравление затеряется в потоке самых теплых и умных слов, но не могу сдержаться: Юрий Мефодьевич, ура!

Даниил СТРАХОВ:
– Мне очень повезло с кинематографическим отцом в фильме «Исаев». И хотя мы не так много пересекались на съемочной площадке, но все наше общение и в сценах, внутри кадра, и за кадром доставило мне огромное удовольствие. Потому что таких по-настоящему интеллигентных людей в моей профессии встречается мало. Я был бы счастлив, если бы мы пересеклись в работе когда-нибудь еще. Помню, как я впервые увидел Юрия Соломина в фильме «Адъютант его превосходительства». А недавно фильм повторяли по телевидению, и я снова так и не смог оторваться от экрана: посмотрел фильм от начала до конца. Я знаю, что необходимо в любом возрасте людям, которых любишь и уважаешь, желать здоровья. И я не устаю желать этого Юрию Мефодьевичу!

Виктор НИЗОВОЙ:
– Я желаю Юрию Мефодьевичу, чтоб он продолжал работать в таком же ритме, чтоб держал театр в руках, как он его держит сейчас, а мы будем стараться не огорчать его. Желаю, чтоб он как можно дольше играл «Горе от ума», ведь это одна из его блистательных работ. И конечно, хочу пожелать здоровья и ему, и Ольге Николаевне, и дочке, и внучке. Учеба у такого великого человека – незабываемое время. Я, когда еще учился в школе, проходил однажды мимо Театрального училища имени Щепкина. Решил зайти и вдруг увидел, что курс набирает Юрий Соломин. А поскольку я был поклонником фильмов «Адъютант его превосходительства», «Летучая мышь», «Хождение по мукам», то решил немедленно к нему поступать! Впервые «вживую» я увидел его на одном из конкурсных туров: был холодный весенний день, он сидел в каком-то легком плаще со своими выпускниками и молодыми коллегами Васей Дахненко и Инной Рахваловой. А с 1991 года по нынешний день я тоже имею счастье с ним общаться, репетировать, играть на сцене и просто оставаться его учеником! Однажды, на третьем курсе, он нам, своим студентам, подарил незабываемый праздник – поездку на 10 дней на театральный фестиваль. Представляете, не Польша, не Болгария, а сразу Япония. Это запомнилось на всю жизнь. И сейчас эта грандиозная акция, эти гастроли «Малый театр – Великой Победе!», организована тоже благодаря ему. Он строгий и справедливый. Но я считаю, что с актерами так и надо – нельзя давать слабину. Лично для меня он как второй отец. Это не просто слова. Родители дали мне жизнь и воспитали, а он мне дал, что называется, путевку в жизнь. И я стараюсь каждой ролью доказывать, что он был прав.

Евгения ГЛУШЕНКО:
– Дорогой Юрий Мефодьевич, поздравляю вас с днем рождения, с юбилеем! Желаю всего самого доброго, хорошего, отличного настроения, побольше интересных, творческих планов и доброго здоровья!
Записала Мария МИХАЙЛОВА


ГОВОРИТ ЮРИЙ СОЛОМИН

Фрагменты из интервью «Новым Известиям»

О национальных корнях:
– Мы странный народ... Теперь вот нас зовут россиянами, хотя я этого слова не воспринимаю. Есть ведь русские, есть татары, есть евреи, есть чеченцы, есть узбеки, украинцы, грузины и так далее. Вот у меня в прошлом году закончила курс корейская студия – студенты из Южной Кореи четыре года учились. И я все время говорил им: «Ни в коем случае вы не должны отказываться от своего национального. Пожалуйста, впитывайте в себя культуру Запада, западноевропейского театра, русского театра, но не забывайте, что вы – корейцы.
2005 год

Об экономической реформе театра:
– У театрального дела своя особая, очень тонкая специфика. Многие вещи создаются годами, десятилетиями. Все строится на человеческих взаимоотношениях. Конечно, можно все разрушить, уничтожить, но зачем пилить сук, на котором сидишь? Ведь в конечном счете, когда все развалится, нам опять придется строить все заново. Это все мы проходили на нашем веку. Не надо трогать театр, искусство и культуру. Они были созданы естественным путем, а технические нововведения могут все разрушить.
2006 год

О фильме «Адъютант его превосходительства»:
– Тогда был в моде тип простого, открытого, бескомпромиссного героя-борца. На главную роль искали блондина со светлыми глазами. Для такого ярко социального амплуа я явно недотягивал по своим внешним данным лирического героя. Мою кандидатуру отвергали раз за разом, но я был настойчив. И наконец режиссер фильма Евгений Ташков разглядел во мне те качества, которые искал в других. Он категорически отказался снимать фильм, если в главной роли не утвердят Соломина.
2008 год

О корифеях Малого театра:
– У нас 130 человек в труппе. Среди них есть актеры, которые выходят на сцену в 96 лет, в 93 года, а о 70-летних я вообще не говорю – это по нашим меркам молодняк. Это, наверное, искусство жить и работать. Если есть работа, то человек выздоравливает. Да, мы не всегда всех можем обеспечить работой, но никого и никогда не увольняли из театра по возрасту. Мы вот нашли на новый сезон пьесу Александра Галина, там три роли, и две из них должны играть очень пожилые люди. Будут играть те, кому за 80. И я счастлив, что мы сделаем этот спектакль, это же продление срока актерской жизни. Дай Бог, чтобы они сыграли, а если сыграют, то будут играть не один сезон. Это лекарство, которое никто в мире не изобрел. Мы для старшего поколения делаем все возможное, при этом не ущемляя молодых. У нас человек тридцать молодых актеров, которых мы берем каждый год, – они много играют.
2009 год

"