Posted 17 июня 2007,, 20:00

Published 17 июня 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:28

Updated 8 марта, 08:28

Нелишний билетик

Нелишний билетик

17 июня 2007, 20:00
Этим летом западные поп- и рок-звезды первой величины тянутся в Россию вереницей. В Москве появятся Джордж Майкл, Гэри Мур, Metallica, Aerosmith, в Петербурге – Элтон Джон и Rolling Stones. За последние годы случаи с мошенничеством вокруг билетов на «престижные» концерты приобрели массовый характер. Число подделок, вбр

Времена, когда так называемыми спекулянтами были в основном студенты, которые занимались перепродажами у касс лишь для того, чтобы окупить собственный билет, давно позади. Сегодня «культурным бизнесом» увлекаются исключительно серьезные люди. Конечно, у театров еще можно встретить бабушек с «самыми лучшими местами», но этот вид перепродаж уже относится к раритету.

«Виртуальный толкач»

Билетный рынок, обороты которого за год составляют сотни миллионов долларов, сегодня успешно завоевывает просторы Интернета. И, как заявил «Новым Известиям» президент концертного агентства Михаил Шурыгин, занимавшийся в прошлом году приездом Мадонны, сегодня основная часть продаж осуществляется именно в сети. Особенно этот вид услуги полюбился в Москве (в регионах и даже в Питере зрители все еще предпочитают покупать билеты исключительно в стационарных кассах).

Но спекулянтам вполне хватает и московского рынка. Вслед за официальными билетными агентствами они оперативно перекочевали в Интернет и уже тут развернули свою бурную деятельность. По приблизительным подсчетам, на сегодняшний день в сети работают всего около десяти «белых» и более 200 «серых» агентств, которые занимаются только перепродажей билетов. Несложно заметить, что накануне приезда любой мало-мальски известной и недешевой звезды число «виртуальных фан-клубов» оной увеличивается в разы, и эти «фан-клубы», помимо биографии и дискографии кумира (некоторые не утруждаются и этим), предлагают заодно купить билетик.

Чтобы догнать и обогнать официальных кассиров, нелегалы готовы вкладывать огромные деньги в раскрутку своих сайтов. К примеру, коммерческое агентство может платить поисковым интернет-системам по 10 долларов за один клик. И все это только для того, чтобы выскочить первым после того, как пользователь наберет в строке поиска «билет на концерт». Официальные продавцы признались «НИ», что они не в состоянии тратить такие суммы, чтобы бороться с коммерсантами. В результате те зрители, которым срочно нужен билет, но нет ни времени, ни желания спуститься в поиске на десять строчек ниже, сами идут в лапы спекулянтов и покупают билеты с накруткой минимум в два раза.

Спекулянтов не задушишь

«Сейчас в нашем законодательстве нет статьи о спекуляции, – рассказал «НИ» председатель Союза потребителей Российской Федерации Петр Шелищ. – Поэтому формально правоохранительные органы не могут привлечь теневых билетных дельцов к уголовной или административной ответственности. Их действия не являются даже незаконным предпринимательством, поскольку оборот билетов никак не ограничен правовыми актами. Профессиональные спекулянты давно имеют свои связи в среде театральных, концертных, спортивных кассиров, которые зачастую продают им билеты на лучшие места задолго до официального начала продаж. Администрация концертных площадок закрывает на это глаза, поскольку деньги все равно поступают в кассу, независимо от того, кто приобретает билеты – спекулянты или простые зрители».

Благодаря комфортным «условиям труда» спекулянты уже не просто перепродают «лишние билетики», а начинают диктовать ценовую политику на рынке, искусственно создавая дефицит или ажиотаж. Никакого дела до этого нет ни промоутерам, ни официальным билетным агентствам. Они утверждают, что это проблемы исключительно зрителей. «Да мы можем продавать по 10 билетов в руки, но это не решит проблему. Более того, по закону мы не имеем права ограничивать людей в покупке билетов, – говорит Ильдар Бакеев, гендиректор одного из официальных интерактивных агентств. – И поймите еще одну простую вещь – люди, которые организовывают концерты, делают это ради коммерции и должны зарабатывать деньги. Поэтому любой промоутер, любое билетное агентство заинтересовано в том, чтобы как можно быстрее продать билеты и неважно кому. Поэтому борьба со спекуляцией – это не проблема билетного агентства».

Помимо того, что организаторы гастролей и официальные распространители не собираются выживать спекулянтов с рынка, часто они даже помогают им распродать закупленные билеты. В последнее время у российских промоутеров вошел в моду один нехитрый трюк. После нескольких дней продажи они объявляют о сенсационном спросе на артиста, вплоть до расклейки поверх своих афиш эффектного уточнения: «Все билеты проданы!». Естественно, в это время начинается звездный час спекулянтов, потому что зрителям уже неважно, у кого и по какой цене покупать билеты, лишь бы попасть на концерт. Но через несколько дней промоутер вдруг ни с того ни с сего объявляет, что по просьбам зрителей места были добавлены, и билеты снова поступили в кассы. Ажиотаж организаторы создают, очевидно, для своих целей, но в итоге руки на нем нагревают не только они, а страдают, как всегда, потребители.

Правда, когда объявляется дополнительный концерт (как это случилось с Джорджем Майклом, который даст два концерта в «Олимпийском» вместо одного), спекулянты могут и пострадать. Однако «продвинутые» «толкачи», как правило, обладают инсайдерской информацией о том, что готовится еще один концерт, и, пользуясь все еще высоким спросом на «единственное» выступление, быстро сбрасывают накопленные билеты обратно по номиналу.

Рекордным пока остается ажиотаж вокруг прошлогоднего концерта Мадонны. Фанаты до сих пор с ужасом вспоминают, как стояли в километровых очередях, в то время как у спекулянтов билеты были в свободном доступе, но по диким ценам. В прошлом году был поставлен рекорд и по числу поддельных билетов. На концерт группы Depeche Mode преступниками было напечатано аж 20 тыс. подделок. Тогда только чудом удалось избежать массовых беспорядков, ведь большую часть зрителей пришлось просто разворачивать и отправлять по домам.

Куда податься меломану?

За советами, которые могут помочь не попасть впросак, «Новые Известия» обратились в Союз потребителей Российской Федерации. «В первую очередь всегда старайтесь покупать билеты только у официальных распространителей или в кассах концертной площадки, – говорит председатель Союза Петр Шелищ. – Ну а если удалось приобрести билет только лишь у перекупщиков, то будьте предельно внимательны, проверьте его на месте. Во многих случаях билет имеет порядковый номер, так что если берете сразу несколько штук, посмотрите, не совпадают ли номера. Мошенники часто покупают один билет и потом просто копируют его. Проверьте полиграфию на наличие дефектов, на билете должна быть полная информация о мероприятии, телефоны, адреса. Если у вас возникли подозрения, то лучше откажитесь от покупки и обратитесь в милицию. Подделка билетов попадает под действие статьи о мошенничестве, и, возможно, вы поможете предотвратить обман многих людей».

Тем, кто решил купить билеты по интернету, не стоит лениться просмотреть несколько сайтов, сравнить цены. Самый надежный способ избежать интернет-мошенничества – найти в городе афишу будущего концерта, где обязательно будет указан официальный кассир, у которого и надо покупать билеты. К тому же «белые» агенты накручивают всего 10–15% от стоимости билета, а у «серых» даже танцпол стоит от 2 тыс. рублей, но зато с «бесплатной» доставкой.

Но даже если у вас на руках настоящий билет, существует опасность того, что вы не попадете на интересующий вас концерт. Интерес к массовым мероприятиям растет, и все чаще можно наблюдать случаи, когда люди с билетами остаются стоять за пределами клуба или стадиона. Например, во время апрельской встречи баскетбольных команд ЦСКА и «Маккаби» (Израиль) многие поклонники спорта жаловались, что не смогли попасть на арену, обладая купленными заранее билетами. Охрана зала в какой-то момент перестала пускать внутрь болельщиков, ссылаясь на переполненность арены. Уговоры и законные требования ни к чему не привели. Причем такие случаи происходят не только у нас. На недавнем финале Лиги чемпионов по футболу в Греции наблюдалась похожая картина. Если российские правоохранительные органы не обратят внимание на ситуацию вокруг билетов на концерты, возможно, скоро и меломаны будут бороться за место в зале не только рублями, но и локтями.

VIP-места с аукциона

Сегодня западноевропейская система такова, что большой навар на перепродаже билетов редко получишь. Во-первых, цена с самого начала определяется довольно точно по предполагаемому спросу. Во-вторых, при покупке онлайн или у дистрибьютора на одно имя не продают больше десяти билетов. Вторичный рынок, впрочем, тоже есть. Но вряд ли это серьезный бизнес. Достаточно выйти на аукционные сайты типа eBay, чтобы убедиться, что цены на перепродаваемые билеты мало отличаются от первоначальных. Бывает, продают и в убыток себе, если сам не смог пойти, а цену уже никто не дает. Вот кто-то продает четыре места на Rolling Stones на Олимпийском стадионе Барселоны по 120 евро за штуку. Другой предлагает два стоячих места на Джорджа Майкла в Антверпене по 75 евро. А на открытую поляну в бельгийском Вехтере, где будут выступать те же «роллинги», Metallica и другие, билеты разошлись давно и на сайтах вторичного рынка предлагаются по 135 евро. Между тем в Европе уже частично вводится практика официальной продажи лучших мест с аукциона. Уже в этом сезоне несколько сотен VIP-мест на Rolling Stones были проданы с молотка. В Швеции, по словам исполнительного директора посреднической компании «Тикнет» Матса Брандта, спекуляция билетами набрала обороты в 2005 году, когда оказалось, что скандинавские фанаты Брюса Спрингстена были готовы платить в два и в три раза дороже официальной цены. С тех пор «Тикнет» ввел ограничения на продажу в одни руки. На группу Metallica, например, можно купить максимально шесть штук билетов, на Rolling Stones – двенадцать. Есть и еще один способ борьбы со спекулянтами, которых закон в Швеции не преследует. Это придерживание нескольких сотен билетов до последнего дня и «вбрасывание» их в продажу в кассах стадиона. Так, например, удалось разорить «жучков» во время прошлогоднего концерта Робби Уильямса. Спекулянты были вынуждены расторговывать свой неликвид дешевле закупочной цены. Пожалуй, самой успешной в смысле борьбы со спекулянтами европейской страной является Германия. Многочисленные контролеры зарегламентированной по всем направлениям страны весьма сурово карают тех, кто рискнет реализовать даже самый невинный товар «с рук» без соответствующего разрешения и в неположенном месте. Редкий выпуск теленовостей во время чемпионата мира по футболу в ФРГ обходился без сюжета про поимку очередного спекулянта. На узловых станциях метро и в самых оживленных точках немецких мегаполисов работают на стационарной основе многочисленные распространители непосредственно от организаторов концертов. На звезд первой величины они начинают продавать билеты порой за полгода. Это тоже позволяет сбить ажиотаж и пресечь продажу «из-под полы». Кроме того, иные открытые летние площадки в Германии устроены таким благоприятным для безденежных меломанов образом, что не только слушать, но и любоваться своими кумирами там можно бесплатно как с окрестных склонов, так и… с деревьев.

Александр МИНЕЕВ, Брюссель, Алексей СМИРНОВ, Стокгольм, Сергей ЗОЛОВКИН, Ганновер



Председатель комитета Государственной думы по гражданскому, уголовному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников

– Возвращать в закон статью о спекуляции не нужно. Это путь в прошлое. Самый действенный способ решить проблему со спекулянтами – нормальная организация массовых мероприятий и продаж билетов на них. В том числе лимит на отпуск билетов в одни руки. В этом году, когда проходила финальная серия чемпионата России по хоккею, в клубе «Металлург» (Магнитогорск) распространяли большое количество билетов через коллективные заявки от организаций. Благодаря этому люди не переплачивали сумасшедшие деньги за проход на стадион. Считаю, что это хорошая, современная политика.

"