Posted 17 июня 2004,, 20:00

Published 17 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Песни из «ящика»

Песни из «ящика»

17 июня 2004, 20:00
Состоявшаяся недавно церемония вручения премии «Муз-ТВ» еще больше обострила противостояние между музыкальными каналами на российском телевидении. Пока «MTV-Россия» вновь обретает свое лицо, «Муз-ТВ» переманивает к себе самую продаваемую российскую попсу.

Вот уже год, как «Муз-ТВ» позиционирует себя как «первый музыкальный» телеканал. Эфир заметно обогатился, обычная ретрансляция клипов в режиме нон-стоп сменилась авторскими программами, хит-парадами и Масяней, легальность появления которой долго оспаривалась. Тому способствовало появление на канале Игоря Крутого с огромными инвестициями. В то же время прямой конкурент канала – MTV – заметно сдал с уходом целой команды виджеев, покинувших прежнее место работы вместе с генеральным директором Борисом Зосимовым.

Итоги премии «Муз-ТВ» 2004 года, которую назвали «национальной», говорят о том, что канал делает ставку на беспроигрышные музыкальные проекты. Если год назад главным героем церемонии стал Сергей Шнуров («Ленинград»), устроивший стриптиз на сцене спорткомплекса «Олимпийский», на сей раз он, мрачный и трезвый, одиноко бродил по закулисью. А на сцене зажигали те герои, которые гарантированно принимаются большей частью населения, не вызывая ни раздражения, ни изжоги: «Дискотека Авария», Валерий Меладзе, Верка Сердючка, «Виа Гра», «Фабрика звезд». Рок-музыку на канале отправили в глубокий нокдаун: в номинации «Рок-группа» победу одержали гламурные «Звери»; Вячеслав Бутусов проиграл в номинации «Лучший исполнитель» Валерию Меладзе.

На музыкальном ТВ происходит сейчас то, что уже давно случилось с музыкальным радио, а именно унификация – это когда одни и те же песни гоняют на разных волнах.

MTV в этой ситуации непросто. Если в период низких «музтэвэшных» рейтингов они могли себе позволить проводить независимую от прочих вещателей политику, то теперь приходится считаться с местной конъюнктурой. А конъюнктура такова. Меладзе с «Виа Грой» – образец оптимально качественной поп-музыки, Сердючка – образец оптимальной «музыки для ног», за молодежную аудиторию отвечают «Дискотека Авария» и «Звери», которые знают, как создавать хиты с нужной энергетикой. Экстрим в лице Шнура теперь, вероятно, отойдет на второй план, а рэп и хард-рок будут считаться непозволительной роскошью. MTV в свое время уже приходилось корректировать свою музыкальную политику: мода на русскую музыку, объявленная великим и могучим «Русским радио», заставила канал сделать заметный реверанс в сторону русскоязычного репертуара.

Однако дело не в языке, а в том, какую по содержанию музыку нам предлагают. Музыкальное телевидение теперь не просто определяет, что нам слушать, а диктует, что нам будет нравиться. Даже если хит-парады формируют зрители, список того, из чего выбирать, определяют на канале. Частота прокрутки клипа при известном профессионализме авторов песни, исполнителя и режиссера ролика прямо пропорциональна его популярности.

Сегодня музыкальные «кнопки» борются не просто за право называться «первой», но и за право формировать национальный музыкальный вкус. С одной стороны, это хорошо: в число фаворитов телеканалов теперь вряд ли попадет низкопробный продукт, которым потчевали нас лет 10–15 назад. Однако жанровая ограниченность рано или поздно приведет к падению рейтингов: пройдет какое-то время, и Сердючка стране надоест.

Канал MTV планирует сделать ответный ход и восстановить статус-кво на музыкальном телерынке осенью, когда состоится MTV Russia Music Awards. Впервые эта премия будет вручаться не в рамках европейской церемонии, а в Москве, точнее – в Государственном Кремлевском дворце. Выбор столь несвойственной для MTV концертной площадки, вероятно, должен заставить задуматься потенциальную аудиторию о том, так ли уж оправданно слово «первый» в названии канала-конкурента.

"