Posted 17 мая 2015,, 21:00

Published 17 мая 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:57

Updated 8 марта, 03:57

Камера особого назначения

Камера особого назначения

17 мая 2015, 21:00
Экспозиция черно-белых снимков советских фотокорреспондентов слагает визуальную историю не столько о победном пафосе, сколько о повседневной жизни тех, кто выстрел за выстрелом превращал пространство войны в территорию победы.

С какими глазами люди слушали из репродукторов новость о начале войны? Какой походкой возвращалась в разрушенный город старуха, потерявшая всю семью? Выставка «Территория Победы» собрана из оттенков, деталей, случайного взгляда, мгновенного поворота головы, пойманных в объектив фотографа в ту минуту, когда это кажется практически невозможным ни физически, ни морально.

Война в этих снимках обращена к зрителю не «священным/народным/великим» «лицом», а каким-то очень личным и повседневно-честным. Из известных фоторабот Анатолия Егорова, Георгия Зельмы, Владислава Микоши и еще десятков авторов здесь собран пазл мира, который оставался между строк войны. Мира, скорчившегося от боли и ужаса, где из открытой печи концлагеря Штуттгоф свешивается отрубленная кисть с длинными пальцами (фото Марка Маркова-Гринберга) или высится гора человеческих костей и черепов, как отголосок верещагинского «Апофеоза войны» (фото Виктора Темина). Но мира, продолжающего жить, где музыкант выносит виолончель из-под обломков дома (фото Эммануила Евзерихина), а солдат за швейной машинкой прямо в поле чинит шинель (фото Евгения Халдея).

Первый зал экспозиции представляет редкие кадры кинохроники. С Рейхстага падает нацистский флаг. И сотни подобных знамен сбрасываются советскими солдатами к мавзолею. Люди на экране уже знают, чем закончатся невозможные 1418 дней. А вот те, кто копает траншеи или складывает болванки для снарядов на представленных фотографиях, возможно, до территории победы не дойдут и останутся жить только в этих снимках…

В структуре выставки, занимающей два этажа, нет четкого разделения по хронологии или жанрам. Фотографические отпечатки, реконструирующие события Великой Отечественной, перемешаны в потоке четырех военных лет. «Фото-экспрессионизм» Дмитрия Бальтерманца (легендарные снимки «Атака» и «Горе») сменяется репортажной съемкой Евгения Халдея.

И как проекты памятников погибшим на войне фотографам – белые вертикальные панели, озаглавленные их именами. В каждую встроен мультимедийный монитор с биографией авторов и слайд-проекцией их работ. Этими «столпами памяти» организаторы выставки возвращают современности имена забытых героев, многие из которых погибли с кино- и фотокамерами в руках, вписывая важнейшие фрагменты человеческого горя и радости в фотолетопись страны. Той же цели служит и Мемориальная стена славы, открывающая экспозицию «Территории Победы», где указаны имена военных фотографов, даты их жизни и смерти, которые на сегодняшний день удалось собрать Московскому Дому фотографии. Организаторы надеются, что из музейного объекта она превратится в реальный мемориал, установленный напротив здания на Остоженке. Так временной выставкой музей начинает вечную летопись тех, кто с камерой вместо автомата прошел всю войну и навсегда остался по ту сторону объектива.

Выставка «Территория Победы» продлится до 14 июня, а в конце этой недели в рамках проекта покажут документальный фильм «Наступит ночь», созданный на основе архивов британской, американской и советской армий, о событиях на территории нацистских концлагерей.

"