Posted 17 мая 2004,, 20:00

Published 17 мая 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Ночь с Фрейдом

Ночь с Фрейдом

17 мая 2004, 20:00
Петербургский театр Сатиры на Васильевском острове не частый гость в Москве. На этот раз он представил столице свой спектакль «Посетитель» по пьесе Эрика Эмануэля Шмидта, посвященной психоаналитику Зигмунду Фрейду. Режиссер Олег Рыбкин перенес зрителей в мир подсознательных видений основоположника современного психоана

Плодовитый французский драматург, чьи пьесы отечественные антрепренеры считают настоящей палочкой-выручалочкой (редкий театр не ставил его «Загадочные вариации» и комедию «Фредерик, или Бульвар преступлений»), в молодости был бунтарем и искал новые театральные формы. В один прекрасный момент Шмидт задумался: а что, если столкнуть Зигмунда Фрейда с бредовым фантомом, который породило его собственное подсознание? Так возникла пьеса «Посетитель». 1938 год, в Австрии пришли к власти нацисты. Они начинают травлю евреев. Дочь психоаналитика Анну – единственного близкого Фрейду человека – забрали в гестапо. Нацист постоянно приходит в дом с обысками и требует денег. Ситуация практически безвыходная. И тут в доме Фрейда появляется в высшей степени таинственный незнакомец. Он читает мысли психоаналитика, дает ему полезные советы и предсказывает будущее.

Спектакль Олега Рыбкина задумывался как одноразовая акция – «читка» пьесы в рамках фестиваля «Ландшафты сновидений». Но оказался на удивление живучим. Его сыграли один раз, потом еще и в конце концов включили в репертуар театра. «Посетитель» дает зрителю уникальную возможность побывать в кабинете доктора Фрейда. На сцене все точно так же, как было в квартире психоаналитика на Берггассе, 19, накануне его эмиграции в Англию. Один из родственников на прощание сфотографировал все интерьеры и многочисленные безделушки, столь любимые доктором. Увеличенные фотографии превратились в кулисы и часть задника (сценография Ильи Кутянского). В середине сцены возвышается кушетка, крытая ковром, – точная копия той, куда доктор любил укладывать пациентов. Есть даже знаменитый маятник Фрейда, который он использовал, чтобы ввести больных в состояние гипнотического сна.

От происходящего на сцене, как от маятника Фрейда, действительно невозможно оторваться. Олег Рыбкин – один из немногих учеников Петра Фоменко, ни разу не копировавший стиль своего учителя. Они похожи только в одном: в их спектаклях одна театральная деталь может значить гораздо больше, чем дорогостоящие постановочные приспособления в работах других. Ритм спектакля выверен точно, как в каком-нибудь музыкальном произведении. А актерский квартет – Фрейд (Олег Леваков), Анна (Татьяна Малягина), Нацист (Олег Чернов) и Посетитель (Андрей Никитинский) – исполняет свои партии не хуже профессиональных музыкантов. Доверяешь каждому из них. Ворчливому и по-стариковски беспомощному доктору Фрейду, который, начав психоаналитическое исследование, мгновенно становится собранным, точным и жестким профессионалом. Гестаповцу с ледяной улыбкой, как две капли воды похожему на нацистов, маршировавших по улицам Вены после прихода к власти Гитлера. Нервной Анне и, наконец, загадочному Посетителю. Никитинский использует одну актерскую краску за другой. Играет то нервнобольного, то предсказателя, временами застывает на фоне белого экрана в угловатых позах, превращаясь в демоническое существо, которому место в свите Воланда, и исчезает так же стремительно, как и появляется. Разговоры с Посетителем завораживают как психоаналитика, так и зрителей. Кто он: человек, решивший помочь доктору, кошмар, порожденный «сном его разума», или открытое психоаналитиком «суперэго»? На этот вопрос каждому из зрителей предстоит ответить самостоятельно.

"