Posted 17 апреля 2012,, 20:00

Published 17 апреля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:40

Updated 8 марта, 05:40

Рецепты и процедуры

Рецепты и процедуры

17 апреля 2012, 20:00
Церемония началась с мрачного «эту номинацию решено никому не присуждать»: решением музыкального жюри весь раздел «Мюзикл» остался без наград… К счастью, дальше все маски нашли героев, а художник по свету Дамир Исмаилов получил две «маски»: и в разделе музыкального театра, и в разделе драматического. Церемония шла в де

Эту 18-ю «Золотую маску» вполне можно назвать исторической, поскольку сопровождалась она разными историями, возмущениями и недоумениями. Сразу хочу оговориться, что не имею никаких претензий по поводу лауреатов: кого, как и за что выбрали – на удивление понятно. Но вот к процедурной стороне вопроса вопросы есть. А они, как показывает наша жизнь в этом сезоне, – чуть ли не самые главные. Ради уточнения процедур голосования люди выходят на митинги и голодают. Похоже, и в театре эстетические споры на темы «кто любит арбуз, а кто – свиной хрящик» окончательно вытеснены выяснением собственно норм и правил, или иначе – протоколом.

В этот раз в разделе драматического театра была выдвинута и получила «маску» в номинации «Лучший спектакль малой формы» – постановка «Отморозки» Школы-студии МХАТ. Напомню, что ровно прошлой весной спектакль этот был награжден премией СТД как лучшая студенческая работа. С тех пор статус участников не изменился, они продолжают благополучно учиться, и «Отморозки» стоят в ряду других дипломных работ курса (ставшего несколько лет назад театром «Седьмая студия МХТ» и частью проекта «Платформа»), и также номинируется в качестве студенческой постановки на очередном московском фестивале дипломных студенческих работ. Но, увы, по положению «Золотой маски» студенческие спектакли в конкурсе участвовать никак не могут.

Мы не раз в нашей российской истории были свидетелями фокуса, когда порося крестили в карася. Но быть одновременно поросем и карасем – это чудо не удавалось даже великому Гудини, а тут оказалась вполне под силу организаторам и экспертному совету «Золотой маски».

Честное слово, лично я ничего не имею против студенческих спектаклей в конкурсе, но если Барону можно, то как же быть с другими – столь же достойными? Тогда надо менять положение о конкурсе. Участие в нем должно стать доступным для всех, а не только для особо избранных… И разумеется, из определения премии придется изъять эпитет – «профессиональная».

До сих пор на «Золотой маске» довольно строго соблюдалось правило, что в жюри не мог присутствовать человек, работающий в той же структуре, что номинированный спектакль. Загадочным образом в нынешнем драматическом жюри оказался не только педагог Школы-студии МХАТ, но и модератор проекта «Платформа». А уж когда получившие маску в разделе «Эксперимент» создатели спектакля «Зажги мой огонь» поблагодарили в числе отцов-основателей и мам-основательниц своей постановки еще одного члена жюри… То возникла ситуация, прямо скажем двусмысленная и неприятная, чреватая скандалами и революциями.

Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН

Оговорюсь, что все вышеперечисленные члены жюри имеют безупречную репутацию, и лично я глубоко убеждена, что они «не давили, не склоняли и не лоббировали», но… Но театральное сообщество по природе склонно к подозрительности, и убедить других, лично с уважаемыми деятельницами не знакомых, – решительно невозможно.

Сама же идея собирать жюри из друзей и сослуживцев кролика (то бишь номинируемого произведения) – тоже, вероятно, имеет право на жизнь. В конце концов, Маска сделала ставку на эксперимент. Возможно жюри, сформированное по принципу «я от Ивана Иваныча», придаст дополнительную пикантность выбору лауреатов, каждый из которых может благодарить не расплывчато все жюри, а своего конкретного человека… Только опять же процедурной справедливости ради надо сделать, чтобы КАЖДЫЙ спектакль имел по «своему человеку» в жюри, а не только избранные счастливцы. Скажем, номинируется МХТ – зовем в жюри Олега Табакова; если «Сатирикон», то Константина Райкина; если Et Сetera, то Александра Калягина. И пусть бодаются кто кого. Внести это в протокол, и сделать обязательной частью процедуры, а не ее вопиющим нарушением. А то обделенным друзьями в жюри театрам обидно и сиротливо, в голову настойчиво лезут мысли о чьих-то неприятных «волосатых лапах». И все вместе очень омрачает атмосферу праздника по природе радостного и веселого.

Тем более что среди лауреатов этого года – масса достойнейших лиц. Приз за лучшую женскую роль присужден актрисе из екатеринбургского ТЮЗа Светлане Замараевой (Кручинина в «Без вины виноватых»). Лучшая мужская – у Евгения Миронова (Калигула в одноименной постановке Эймунтаса Някрошюса). Лучшим художником стал Александр Шишкин за «Счастье» в Александринке. А сам спектакль Андрея Могучего также получил маску в номинации большой формы. Лучшим режиссером назвали Юрия Бутусова за спектакль «Чайка» в «Сатириконе». Спецпризы жюри присудило спектаклям молодого Романа Феодори «Мамаша Кураж и ее дети» (Алтайский театр драмы) и маститого Евгения Арье «Враги. История любви» («Современник»).

Переходим к разделу музыкального театра. По традиции принимающая сторона просто не может оказаться обделенной стороной, и в этот раз Большой театр получил россыпь лауреатов: Денис Савин – за мужскую роль в балете («Herman Schmerman»), хореограф Мауро Бигонцетти («Cinque»), художники по костюмам Борис Каплан («Утраченные иллюзии») и по свету Дамир Исмагилов («Золотой петушок»), наконец, композитор – Леонид Десятников («Утраченные иллюзии»). Лучшей постановкой в разделе современный танец стала «Punto di Fuga», копродукция костромской компании «Диалог Данс» и туринской Ziagrammi. Две маски уехали в Мариинский театр – сценограф Зиновий Марголин награжден за оформление «Мертвых душ» и Уиллард Боттом – за лучшую мужскую роль в опере («Сон в летнюю ночь»). Приз за лучшую женскую роль получила Альбина Шагимуратова, прима казанского Театра оперы и балета («Лючия ди Ламмермур»). Лучшим оперным режиссером признан Георгий Исаакян («Любовь к трем апельсинам», Театр имени Н. Сац). И поистине триумфальным стал этот вечер для музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. Лучшим оперным спектаклем стали их «Сказки Гофмана», где Евгений Бражник получил маску как лучший дирижер. Постановка Начо Дуато – «За вас приемлю смерть» обошла две номинации того же хореографа из Михайловского театра и признана лучшим балетным спектаклем. Кроме того, две маски – у спектакля «Русалочка» – приз за лучшую женскую роль получила Анна Хамзина и приз как лучший дирижер в балете – Феликс Коробов.

Спецпризы музыкального жюри получили молодые – художники Валентина Останькович и Филипп Виноградов, оформившие спектакль Театра имени Н. Сац «Любовь к трем апельсинам», и Ильгам Валиев, исполнивший роль принца в спектакле с таким же названием, только поставленном в Екатеринбургском театре.

В финале церемонии, длившейся меньше, чем средний драматический спектакль, большой хор под управлением Минина гордо грянул: «Боже, царя храни!» (подразумевая, видимо, что уж с театром мы сами как-нибудь разберемся…).

"