Posted 17 апреля 2005,, 20:00

Published 17 апреля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:34

Updated 8 марта, 09:34

«Своим» подфартило

«Своим» подфартило

17 апреля 2005, 20:00
Церемония вручения «Ники» прошла в Театре Российской армии. Она завершила премиальный кинематографический сезон, который традиционно открывается «Золотым овном» и продолжается «Золотым орлом». Лидером по числу полученных в этом году крылатых статуэток богини победы стал фильм «Свои» режиссера Дмитрия Месхиева.

По идее, результаты «Ники» и «Орла» должны совпадать, как совпадают результаты двух правильных социологических опросов в одном регионе, даже если опрашивались разные респонденты. А здесь и выборка респондентов, по сути, одна – Союз кинематографистов России, и выборщики во многом те же.

Различие в итогах «Орла» и «Ники» обусловлено двумя факторами: большей управляемостью академии «Золотой орел» и тем, что академия «Ники» голосует позже, уже зная, кому достались «орлы». Что касается «Овна», который присуждается кинокритиками, то у последних, как известно, вкусы недемократические. Но опыт показывает, что в главных номинациях их предпочтения не сильно отличаются от общекинематографических.

Торжество началось с того, что два фронтовика, вице-президенты академии «Ника» Борис Васильев и Петр Тодоровский вручили почетную награду Семену Школьникову, одному из пяти доживших до сегодняшнего дня фронтовых кинооператоров (на войну их ушло 258, вернулось 200). Похоже, это был экспромт, поскольку о такого рода призах, присуждаемых дирекцией премии без предварительного номинирования, принято объявлять заранее.

Почетные премии также получили Нонна Мордюкова («За честь и достоинство») и профессор ВГИКа Вадим Юсов («За вклад в кинообразование»). Юсов, безусловно, достоин всяческих наград, но в первую очередь за вклад в профессию, как несравненный кинооператор («Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис»), а уж потом как педагог.

Церемония, как всегда, сочетала пафос с юмором. Был показан сборный кинокапустник «20 лет по кочану» с лучшими гэгами прошлых лет, а под занавес появился Максим Галкин, лихо переозвучивший со сцены «Матрицу», «Властелина колец» и «Гарри Поттера». Особенно пикантной была шутка про «избранного» Нео (который заговорил голосом Путина): чтобы стать трижды избранным, придется в третий раз перезагрузить Матрицу.

Первая награда за 2004 год по традиции была выдана кинодокументалисту. Больших сомнений в том, что победит фильм Андрея Осипова «Страсти по Марине» не было. «Мирная жизнь» Павла Костомарова и Антуана Каттина (о чеченцах, работающих в русском селе) не могла не показаться академикам чересчур радикальной, картина «В темноте» Сергея Дворцевого (об одиноком слепом) – слишком камерной, а фильм о Марине Цветаевой соответствовал всем запросам. К тому же критики предпочли Дворцевого, а орловцы – Георгия Натансона с лентой о Булгакове.

Мало кто сомневался и в том, что лучшим анимационным фильмом будет признана «Чуча-3» Гарри Бардина, который ранее не разрешил выдвигать эту ленту на «Золотого орла». Жаль только, что без награды остался «Алеша Попович и Тугарин змей» Константина Бронзита, редкий пример полноценного полнометражного российского мультфильма, который не стыдно показать ребенку и посмотреть самому. «Ника» за лучшую женскую роль второго плана досталась Нине Руслановой («Настройщик»), уже имеющей две крылатые женские статуэтки, а за главную женскую роль – ее партнерше в этом фильме Алле Демидовой, хотя обе эти роли – главные.

Еще одну награду «Настройщик», как и ожидалось, получил за режиссуру Киры Муратовой. «Лучшим актером второго плана» назван Сергей Гармаш («Мой сводный брат Франкенштейн»), уже получивший «Золотого орла» за главную (на самом деле второплановую) роль в «Своих». А лучшую главную мужскую роль, по мнению академиков, сыграл Богдан Ступка (в «Своих»), номинированный также за главную роль в «Водителе для Веры», которая на «Золотом орле» была сочтена второплановой. Ступка, таким образом, стал единственным актером, в один год завоевавшим «Овна», «Орла» и «Нику». Но беспорядок в актерских номинациях, согласитесь, необыкновенный, и шансов на его урегулирование нет, поскольку две «оперенных» премии ни о чем между собой договариваться не станут.

В номинациях для художников, художников по костюмам, звукооператоров и операторов победили соответственно Ольга Кравченя («Водитель для Веры»), Наталья Монева («Смерть Таирова»), Сергей Сашнин («72 метра») и Сергей Мачильский («Свои»). Мачильский и Монева, напомню, за те же работы уже получили «Золотых орлов». Лучшую музыку к фильму, по мнению академиков, написал Эдуард Артемьев («Водитель для Веры»), «Открытием года» признали Алену Бабенко за роль хромоножки в том же фильме, а лучшим фильмом стран СНГ и Балтии выбрали «Охотника» Серика Апрымова.

Дальше наступило время «Своих», которые победили в номинациях «Лучший сценарий» (Валентин Черных уже был удостоен за него «Золотого овна» и «Золотого орла») и «лучший фильм» (режиссер Дмитрий Месхиев, продюсер Сергей Мелькумов), повторив успех на «Овне».

Тем самым лишний раз подтверждается, что успех «72 метров» на «Золотом орле», где эта картина была сочтена лучшей, следует приписать не достоинствам самого фильма, а влиянию его продюсеров – Первого канала и студии ТРИТЭ, транслятора и организатора церемонии вручения премии «Золотой орел».



Итого

«Свои» – 4 «Ники» из 8 номинаций: исполнитель главной мужской роли, оператор, сценарист, продюсеры;

«Настройщик» – 3 из 8: актрисы в главной и второплановой ролях, режиссер;

«Водитель для Веры» – 3 из 8: открытие года, художник, композитор;

«Мой сводный брат Франкенштейн» – 1 из 6: актер в роли второго плана; «72 метра» – 1 из 2: звукооператор.

"