Posted 17 марта 2015,, 21:00

Published 17 марта 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:01

Updated 8 марта, 02:01

Припасть к источнику

17 марта 2015, 21:00
Во вторник СМИ растиражировали информацию о том, что современные театральные постановки, в том числе спектакли Константина Богомолова и Кирилла Серебренникова, будут проверяться специальными экспертами на предмет их соответствия литературному источнику. С таким предложением в Институт наследия обратился Независимый про

В письме профсоюза, которое цитируется в СМИ, говорится о том, что «эти театральные постановки не соответствуют авторским текстам и художественной форме первоисточников ни прямо, ни косвенно. Все эти действия разрушают литературное и историко-культурное наследие России, вводят в заблуждение граждан и оскорбляют честь и достоинство великих русских писателей, которые не могут по причине ухода из жизни отстаивать свои права и имя». «Новым Известиям» удалось связаться с Институтом наследия имени Д.С. Лихачева и получить комментарий его директора Арсения Миронова: «Нас не интересуют Серебренников и Богомолов, нас интересует сугубо научный результат. Ни о каких «проверках» речь не идет, у нас нет ни права, ни желания кого-либо проверять. Мы не выдаем в качестве результата экспертные заключения о содержании экстремистских материалов или порнографии, это не к нам. Наша задача – прийти к научному осмыслению проблемы: возможно ли в принципе «осовременивание» классики без кардинального изменения авторской картины мира, аксиологической и образной системы».

О профсоюзе, который направил в Институт письмо, удалось выяснить лишь то, что он был основан в 2007 году актером и режиссером Денисом Кирисом. Организация ведет защиту интересов актеров перед работодателями. Но какие именно актеры, кроме г-на Кириса, состоят в данном профсоюзе, узнать не удалось. Последняя новость на странице профсоюза в Facebook – призыв прийти на «Антимайдан», а последние новости на сайте организации датированы апрелем 2014 года. Связаться с представителями этой организации «НИ» не удалось: телефоны не отвечают, а по указанному на сайте адресу находится Союз профсоюзов, однако в списке входящих туда организаций Межрегиональный независимый союз профсоюзов актеров театра и кино не фигурирует.

Слова Дениса Кириса цитируют СМИ: «результаты экспертизы необходимы для организации дальнейших юридических действий». Однако у Института совсем другие планы: «Нам бы хотелось прийти к выводу о том, что Онегин, переодетый в клубный пиджак или спортивный костюм, остается пушкинским Онегиным – «москвичом в гарольдовом плаще». Для решения этой задачи нужны не политики, не юристы, не общественные деятели, а именно ученые», – сообщил Арсений Миронов.

«Проблема в том, что, подписывая собственные фантазии именем классиков, в итоге режиссеры вводят в заблуждение зрителя, который приходит посмотреть именно классическую постановку, – цитируют в СМИ слова Дениса Кириса. – Предположим, на такой спектакль придет школьник, который не читал «Мертвые души», и после постановки он будет считать, что Гоголь написал именно так».

Сам Серебренников так прокомментировал это заявление: «Когда исследование состоится, эксперты будут приятно удивлены: в моих «Мертвых душах» полностью сохранен текст, оставлены все слова, ничего не искажено».

Отметим, что спектакль «Карамазовы» в МХТ имени Чехова и без того представлен на афише с подзаголовком «Фантазии режиссера К. Богомолова на тему романа Ф. Достоевского», как и афиши нового спектакля Кирилла Серебренникова «Обыкновенная история» в «Гоголь-центре» заранее предупреждают зрителя о том, что это творение Гончарова – Серебренникова.

"