Posted 17 марта 2005,, 21:00
Published 17 марта 2005,, 21:00
Modified 8 марта, 09:40
Updated 8 марта, 09:40
Вслед за Российским авторским обществом (РАО), оскандалившимся своими планами брать деньги за музыку с водителей маршрутных такси (см. публикацию «Такси и блюз» в «НИ» от 26.10.2004), на арену «музыкальных поборов» вышла вторая организация – Российская фонографическая ассоциация (РФА). Для начала она решила взяться за питерских рестораторов. Если РАО собирает деньги для авторов музыкальных произведений, то РФА – для исполнителей и производителей фонограмм.
В Российскую фонографическую ассоциацию входят крупные российские и зарубежные компании звукозаписи, продюсерские центры и исполнители: Борис Гребенщиков, Татьяна Овсиенко, Universal Music, Sony Music, «Мелодия», «Никитин», «Райс ЛисС» и другие. Руководители этих лейблов занимают посты в правлении РФА. В общей сложности на их долю приходится 80% производимой в России музыкальной продукции. Именно этим компаниям в конечном счете и предназначаются деньги, сбором которой занялась РФА.
За основу своей работы по «осуществлению сбора вознаграждения за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях», ассоциация взяла статьи 45 и 46 закона «Об авторском праве и смежных правах». Закон в РФА трактуют просто: владельцы магазинов, ресторанов, автобусов, офисов, пляжей, самолетов, если в них звучит музыка, обязаны делиться прибылью с ассоциацией.
Деньги РФА пытается взимать за воспроизведение даже тех музыкальных произведений, которые не принадлежат ее членам, и с тех, кто не получает от музыки прямого дохода. Коммерческим воспроизведением в числе прочего считается музыка на бесплатном детском зимнем катке или на территории ярмарок, во время общественных мероприятий с бесплатным входом, вроде Дня города. Согласно положению фонографической ассоциации о минимальных ставках, к некоммерческому исполнению можно отнести лишь музыкальное сопровождение на семейных домашних обедах. Если же на вечеринке присутствует «значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи», да еще праздник устраивается на открытой площадке, то владелец этой площадки или помещения также должен заплатить.
Взносы за публичное воспроизведение назначены немаленькие. Хотите, чтобы сексуальная фея пришла к вам в гости? Не с кем скоротать вечер? C проститутками уфы нет нужды блуждать по городским улицам в поисках любви просто возьмите телефон и сообщите о своих желаниях, которые тут же реализуются! Так, владелец загородного дома, решивший пригласить на свадьбу дочери всех своих друзей и знакомых, должен заключить с РФА контракт и заплатить за использование фонограммы 5% от общей суммы затрат на проведение праздника, причем не менее 6 тысяч рублей. Несколько месяцев назад в Москве на переговорах с рестораторами и отельерами были озвучены следующие «тарифы». Разовая выплата – 1500 рублей, если число посадочных мест не превышает 30, от 31 до 45 мест – 2000 рублей, далее по 500 рублей за каждых 15 посетителей. А ресторанам в торговых центрах предложено платить не менее 10000 рублей. Распределяются эти средства очень занимательным образом: 50% получает исполнитель произведения, оставшиеся 50% по принципу 20 на 80 делят между собой РФА и производители фонограмм.
Все это называется защитой смежных прав. Злостных нарушителей этих прав РФА карает пока очень редко: радикальные меры со стороны невесть откуда взявшейся ассоциации вызвали бы сейчас сотни тысяч судебных исков. Пока тактическая цель РФА – разъяснительная работа. «Мы могли бы заставить платить гигантские штрафы за каждую песню, но предпочитаем действовать убеждением», – сказал «Новым Известиям» генеральный директор РФА Вадим Ботнарюк. Все свои силы некоммерческая организация сосредоточила пока на ресторанах и торговых комплексах. Вместе с Российской академией правосудия и Генеральной прокуратурой России разрабатывается нормативная база по борьбе с организациями, незаконно использующими фонограммы. Какие карательные меры в ней предусмотрены, пока не разглашается.
На вопрос о том, как реагирует владелец ресторана, когда к нему приходят и требуют денег, г-н Ботнарюк ответил честно: «Посылает матом». Однако винит в этом традиционное российское разгильдяйство, привычку ни за что не платить и тотальное несоблюдение закона «Об авторском праве и смежных правах».
Любое публичное использование любой песни г-н Ботнарюк называет воровством. Между тем руководство РФА признается, что ассоциация – структура негосударственная, и на вопрос, почему именно ей должны платить бизнесмены, причем по тарифам, определенным самой фирмой, отвечает заученно: дескать, Вася Пупкин, конечно, тоже может создать контору по сбору денег, но только ему придется убедить всех, что он не жулик. РФА убедила, а кроме нее этого пока никому сделать не удалось. Что касается государства, то, по словам гендиректора, оно уже много лет самоустраняется от этой функции.
Сейчас отчисления только из Питера в РФА составляют около 500 тысяч рублей в месяц. Всего по России, по данным на декабрь прошлого года, сборы составляли более 100 тысяч долларов в месяц. При этом, по словам Вадима Ботнарюка, в Голландии «музыкальных налогов» ежемесячно собирают на 300 млн. евро. А Голландия, как известно, намного меньше России. Несложно посчитать, что если РФА выйдет хотя бы на голландский уровень, каждый гражданин России будет платить по 2 евро в месяц. А если в России будут тотально соблюдаться европейские нормы, то платить придется по 25 евро ежемесячно.
Глава петербургского отделения РФА Эрик Вальдес Мартинес утверждает, что в Европе за фонограммы платят все: кафе, рестораны, торговые центры, и не понимает, почему у российских предпринимателей подобная инициатива не находит должного энтузиазма. Видно, не знает западный юрист, занимавшийся защитой интересов кинокомпаний «Коламбия пикчерз» и Уолта Диснея, что в России ничего не делается вполсилы. Если устанавливают налоговые ставки, то такие, что съедают 80% доходов. Если государство помогает малому и среднему бизнесу, то так, чтобы этот бизнес не мог существовать и развиваться. А если приходят брать деньги в пользу «бедных», то до самих «бедных» в лучшем случае доходят крохи. Неудивительно, что предприниматели воспринимают в штыки очередную структуру, предлагающую им делиться прибылью.
«Новый музыкальный порядок» в России может стать инструментом давления на любую организацию. «Раньше приходил пожарник и еще кто-нибудь из местных властей, заставляющий клеить праздничные плакаты и новогодние гирлянды на лобовое стекло продуктовой палатки, а теперь компанию им составит парочка «музыковедов в штатском» – от РАО и РФА, – сказал «НИ» на условиях анонимности владелец одного из столичных продуктовых магазинов. – Конечно, мы вынуждены будем поднять цены, если нас обложат новым налогом». Но если владельцы ресторанов и магазинов сетуют, что доход от музыкального сопровождения в общей доле их прибыли мизерный и платить зачастую отказываются, то организации, действительно зарабатывающие на музыке, воспринимают деятельно РФА совсем по-иному. Так, уже 10 радиостанций и 30 дискотек Петербурга заключили с ассоциацией коммерческие договоры.
Любопытна и система подсчета музыки, которая крутится в облагаемом «музыкальным налогом» заведении. Дело в том, что чем больше крутят, к примеру, альбом Дмитрия Маликова, тем больше должны быть отчисления производителю его пластинок. Разумеется, в ресторане не станут записывать, какие именно песни слушали их посетители за день. Поэтому было решено взять плей-листы радиостанций, вычислить среднее число эфиров того или иного исполнителя на российском радио и эту статистику взять за среднюю. Таким образом, если в ресторане крутят малоизвестную этническую музыку, джаз или классику, деньги, скорее всего, уйдут тем, кто напечатал диски Верки Сердючки и Наташи Королевой.
В конце беседы с генеральным директором РФА корреспондент «НИ» задал ему простой вопрос: «Когда к вам домой приходят гости и у вас играет музыка, вы платите в свою ассоциацию отчисления?» Г-н Ботнарюк признался, что не платит, сославшись на то, что его домашние гости не составляют «значительное число лиц». Шеф РФА пообещал, что до абсурда доводить ситуацию не будет. Но коммерсанты, к которым приходят его гонцы, сегодняшнюю ситуацию оценивают именно как абсурд. Так что на всякий случай не приглашайте г-на Ботнарюка к себе в гости.
Тарифы РФА за публичное исполнение музыкальных произведений
Дискотеки, клубы, спортивно-оздоровительные центры, выставки и другие общественные места с платным входом – 6% от дохода с продажи билетов, но не менее 6 тыс.руб.
Гостиницы, санатории, пансионаты, дома отдыха (за музыку в номерах) – 0,5% от ежемесячного дохода, поступающего от проживания в номерах, но не менее 6 тыс. руб. в месяц.
Средства пассажирского транспорта – 0,2% от ежемесячного дохода.
Спортивные соревнования (в т.ч. массовые катания на коньках и роликах), показы мод, конкурсы красоты – 2% от дохода каждого мероприятия, но не менее 5 тыс.руб.
Театры, кинотеатры, клубы, дома культуры (за музыку в фойе), выставки и ярмарки, парки, сады и другие общественные места с платным входом – 1,5% от дохода, поступившего от продажи билетов, но не менее 3000 рублей в месяц.
Парковые аттракционы, луна-парки, аквапарки с платным входом – 0,5% от дохода, полученного от основной деятельности, но не менее 6000 рублей в месяц.
Зрелищные мероприятия с бесплатным входом – 5% от общей суммы затрат на проведение мероприятия, но не менее 6 тыс. руб. за одно мероприятие.
Массовые мероприятия, организаторами которых выступают органы власти и/или местного самоуправления, – 0,4% от общей суммы затрат на проведение мероприятия, но не менее 3000 рублей за одно мероприятие.
Предприятия общественного питания, рестораны, клубы с бесплатным входом – 1% от ежемесячного дохода пользователя, но не менее 1000 рублей в месяц.
Предприятия торговли, бытового обслуживания, фойе кинотеатров, домов культуры и гостиниц, в парках, садах и иных общественных местах с бесплатным входом – 0,2% от дохода пользователя, полученного от основной деятельности, но не менее 6000 рублей в месяц.
Рестораторы Санкт-Петербурга о планах РФА
Денис ФИРСОВ, PR-менеджер ресторана «Достоевский»:
– Если бы ко мне обратились с предложением платить за музыкальное сопровождение в зале, то я бы подал в суд. Я не хочу спорить с тем, что у авторов и исполнителей есть права на их песни, но у меня нет никакой уверенности в том, что эти права есть у какой-то ассоциации и она передаст деньги музыкантам. Это не Америка. Это Россия, и вопрос с авторскими правами здесь не проработан должным образом. А что касается желания РФА брать музыкальный налог с предприятий питания, то просто рестораны – это самый быстрый и легкий способ для ассоциации заработать денег. РФА – это коммерческая ассоциация, и вряд ли она станет ввязываться в судебный процесс. Не получив деньги в одном месте, просто обратится в другой ресторан. Вообще, вопрос об оплате за авторские права должен решаться не на уровне РФА, а на законодательном уровне, тогда мы бы стали платить за использование музыки. А так я всегда могу сказать, что просто мой бармен громко слушает музыку.
Павел СЛУЦКИЙ, директор по рекламе ресторана «Карл и Фридрих»:
– В нашей стране существует большая проблема по защите авторских прав. Это стало одной из причин при выборе нами музыкального сопровождения для нашего ресторана. Мы нашли музыку, на которую ни у кого нет авторских прав – народную немецкую. Купили диски и крутим их. А платить за наших исполнителей мы бы не стали. Обратились бы в суд, который может длиться бесконечно долго, и бились бы до победного конца. У нас уже есть опыт в таких делах. У нас уже три года идет судебное разбирательство как раз за использование музыкального фрагмента, и, судя по всему, продлится оно еще очень долго. Сложно доказать плагиат.
Ирина РАТАЕВА, юрист ресторана «Англетер»:
– Мы платим Обществу охраны авторских прав за использование записей наших и зарубежных музыкантов уже много лет. Я считаю, что если есть закон, то его надо исполнять. Если предусмотрена законом оплата труда музыкантов, то этот труд надо оплачивать. Это нормальная практика. Исполнители имеют право получать деньги за свое творчество.