Posted 17 февраля 2016,, 21:00

Published 17 февраля 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:04

Updated 8 марта, 03:04

У каждого своя война

У каждого своя война

17 февраля 2016, 21:00
Восторженные крики зрителей, штурмующих фестивальный дворец и вход в гостиницу «Хайятт», где проходят пресс-конференции, не умолкают, начиная с 11 февраля, когда по красной дорожке 66-го Берлинского кинофестиваля прошли Джордж Клуни, Джош Бролин, Тилда Суинтон, Ченннинг Татум, актеры фильма братьев Коэнов, звездное жюр

Первая половина фестиваля завершилась на звездной ноте. Представить фильм «Гений» Майкла Грандаджа приехали в Берлин, помимо режиссера, Колин Ферт и Джуд Лоу. Они рассказали в картине о дружбе двух выдающихся людей – писателя Томаса Вулфа, одного из представителей «потерянного» поколения, тех, кто творил в период между двумя войнами, и его «Пигмалиона», знаменитого редактора Максвелла (Макса) Перкинса, подарившего миру, помимо Вулфа, Эрнеста Хемингуэя, Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, Эрскина Колдуэлла и многих других. Литературного гения и гения дружбы, как с огромной благодарностью отзывается о нем в фильме Скотт Фицджеральд. А дружить с таким неуправляемым автором с буйным, взрывным темпераментом, как Том Вулф, было непросто. Так же, как и приводить в порядок его непомерные по объему рукописи размером в пять тысяч рукописных страниц – «Взгляни на дом свой, ангел» и «О времени и о реке».

Наметившаяся с шумным показом итальянского документального фильма «Пожар на море» Джанфранко Рози актуальная тема беженцев плавно перетекла в тему антивоенную, которая актуальна всегда и которая предстала на экране Берлинале в самых различных ипостасях. По сути, проблема беженцев тесно с ней связана. Ненависть, вражда, расовые предрассудки начинаются и кончаются войнами…

Антивоенный манифест «Письма с войны» Иво Феррейры основан на романе «Жизнь, записанная на бумаге» португальского писателя Антониу Лобу Антунеш – истории времен колониальной войны в Анголе. То, что происходит на экране, является как бы иллюстрацией к эмоциональным письмам домой военного врача, которые читает за кадром его жена. Читает сочный, образный поэтический текст…

Босниец Данис Танович на пресс-конференции, посвященной фильму «Смерть в Сараево», заявил: «Для меня главное – не быть скучным». Скучным он не был. Картина отсылает к истории убийства эрцгерцога Фердинанда, с чего, как известно, началась Первая мировая, которая потянула за собой все беды и войны ХХ века, многослойна. В ответ на вопрос, был ли Гаврило Принцип героем или убийцей, вовлекаются участники телевизионного журналистского опроса. Дело доходит чуть ли не до членовредительства. Параллельно отель готовится к конференции с представителями Европейского союза, один из которых репетирует в номере свою речь и вызывает явную иронию автора фильма. Обслуживающему персоналу отеля не платят уже два месяца. Директор кормит их обещаниями, а внизу в подвале сидит мафия, которая держит его в руках и всем на деле руководит. Готовится забастовка, которая подавляется мафией известными ей простыми средствами (нет людей, нет забастовки). Танович в который уже раз разворошил и давнее, и недавнее прошлое своей страны, хотя, возможно, этот сюжет требовал больше гротесковых красок.

Экранизация популярным французским актером Венсаном Пересом романа Ганса Фаллады «Каждый умирает в одиночку», который неоднократно был воплощен до этого на экране, обращается ко временам Второй мировой, к борьбе с нацизмом внутри Третьего рейха. В картине найдена точная тональность, передана атмосфера страха, подавленности, гнетущего ужаса, отчаяния, которой полностью созвучна игра известных английских актеров Эммы Томпсон и Брендана Глисона в ролях пожилой немецкой семейной пары, в одиночку решивших сражаться с нацизмом, распространяя по городу карточки с призывами покончить с Гитлером.

Свой вклад в антивоенную тему внес и чернокожий американец Спайк Ли в своей музыкальной интерпретации «Лисистраты». Его «Чирак» (уличная кличка Чикаго) – о бесконечной войне против населения, которую ежедневно ведут преступные банды.

"