Posted 17 февраля 2010,, 21:00

Published 17 февраля 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:14

Updated 8 марта, 07:14

В поисках Инишмана

В поисках Инишмана

17 февраля 2010, 21:00
После гастролей в Петербурге Пермский муниципальный театр «У моста» приехал в Москву. В гастрольной программе – трилогия по пьесам популярного ирландского драматурга Мартина МакДонаха «Калека с Инишмана», «Череп из Коннемары» и «Красавица из Линэна», поставленная художественным руководителем Сергеем Федотовым. Первым б

Сергей Федотов – один из первых российских режиссеров, взявшихся за освоение драматургии Мартина МакДонаха. Сейчас в афише театра «У моста» – четыре пьесы ирландского парадоксалиста (помимо привезенных в столицу в Перми идет его «Сиротливый Запад»). Выйдя на финальные поклоны, Сергей Федотов сообщил собравшимся, что его театр «У моста» недавно посетил Ирландию и добрался до того самого острова Инишман, где происходит действие пьесы Мартина МакДонаха: «Мы сами смогли убедиться, что Инишман – именно таков, каким МакДонах его описывает. На острове нет полиции, там живут сто двадцать жителей. Из городских построек только гостиница, почта, школа, где учатся пятнадцать учеников. Скудость быта удивительная. У нас на сцене есть подлинные предметы, привезенные из этой поездки… Но главное, мы были счастливы, что свой Инишман угадали настолько точно...»

В Мартине МакДонахе часто видят этакого сценического Тарантино, сплетающего в эффектных сюжетах ужасы в духе триллеров и юмор черной комедии. Сергей Федотов настойчиво ищет в ирландских пьесах бытовую правду, реальность жизни, которая более гротескна, чем любые придумки. Бедные поселки, позабытые цивилизацией, где предметом роскоши являются американские чупа-чупсы и хуба-бубы, похожи во всем мире не меньше, чем стандартизированные коробки мегаполисов. Ирландский остров Инишман немногим отличается от какого-нибудь поселка в Мьянме, Камбодже, Индии или в пермской глуши. Скудный рацион, состоящий из горошка, картошки, яиц и изредка мясных консервов. Редкие новости, долетающие из большого мира в искаженных отголосках («Что там в газете за симпатичный парень со смешными усиками, пришедший к власти в Германии? Дай бог ему удачи!»). Местные сплетни ограничиваются пересказом истории о гусе, ущипнувшем чужую кошку, – как отреагируют хозяева животных?

Здесь редкий праздник – кинопросмотр. Приезд иностранца – сенсация! Про каждого жителя помнят все его детские шалости и подростковые проступки. А самая распространенная присказка: «Значит, Ирландия не такая уж дыра, если…» (дальше идут варианты: «…сюда приезжают снимать кино янки» или «…здесь поселился француз-дантист», или «…сюда заплыла акула»). Правда, реалии вполне узнаваемые?

Здесь есть своя красотка, свой калека, свой «разносчик новостей», своя старушка-алкоголичка (90-летняя бабушка глушит виски бутылками, но предпочитает ему чистый спирт). Шалая девка по прозвищу Чума Хелен (Марина Бобошина) сначала разобьет о лоб брата Бартли (Василий Скиланов) пару яиц – в пермском театре все взаправду, и содержимое яйца медленно стекает с макушки актера по волосам на лицо. Потом на жалкие пенсы, заработанные сомнительным способом, купит ему телескоп: «Наверное, к старости становлюсь сентиментальной». Малыш Бобби (Владимир Ильин) кого угодно может прибить в ярости, но при этом он способен и на верность памяти умершей жены, и на бескорыстие. Отвратительный островной «разносчик новостей» Джоннипотинмайк (Иван Маленьких), которого собственная мать называет «самым занудным ирландским хреном из всех зануд», окажется самым благородным из всех жителей острова, способным и жертвовать собой, и рисковать жизнью ради чужого ребенка. Здесь истязают друг друга, но не по злобе, а потому что не умеют по-другому.

Пермские актеры воскрешают навыки комедийной остроты, водевильной легкости и утрированной узнаваемости театральных типов: сплетника-ворчуна, любящих глуповатых тетушек, сельской вамп, грубиянки-старушенции и т.д. В азарте исполнители даже несколько пересаливают с нервными тиками, почесываниями, разеванием ртов и т.д. Реальные узнаваемые предметы реквизита – табуретки, банки горошка, камни, стакан с дымящимся чаем, бутылка виски – плохо сочетаются с подчеркнутой театральностью актерской манеры. В результате выигрывают роли, где исполнители умеют дозировать свои находки. Симпатичны тетушки героя – Кейт (Марина Шилова) и Эйлин (Ирина Молянова). Сам же Калека Билли (Василий Скиданов) так подчеркнуто-гротескно ковыляет по сцене, так утрированно хрипит и кашляет, что его трудно воспринимать иначе как ходячую иллюстрацию истории болезни.

Но, пожалуй, самым неубедительным выглядит Джоннипотинмайк, который – единственный – выдвинут в номинации «Лучшая мужская роль» экстравагантными экспертами «Золотой маски».

В предыдущих постановках Сергей Федотов аккуратно и решительно убирал все актерские «пересолы», избегая нажима в комизме. В этот раз избыточное увлечение чудачествами и физическими уродствами героев МакДонаха, театральная утрировка мешает в полной мере ощутить подлинность и своеобразие созданного драматургом мира, ту самую подлинность, в поисках которой театр «У моста» добрался до самого ирландского Инишмана.

"