Рус
Eng
Больше не ребенок

Больше не ребенок

18 января 2016, 00:00
Культура
ЕВГЕНИЯ ТИРДАТОВА, Парк-Сити
Сандэнсский кинофестиваль традиционно открывает фестивальный киногод. На этот раз фестиваль будет проходить в небольшом американском городке Парк-Сити с 21 по 31 января. Фестивальные программы также будут показаны в столице земли мормонов Солт-Лейк-Сити (штат Юта) и соседнем Огдене.

Фестиваль «Сандэнс», основанный 30 лет назад легендой американского кино Робертом Редфордом, назван по имени знаменитого разбойника времен освоения Дикого Запада, которого он сыграл в культовом вестерне «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид» в 33-летнем возрасте. Неподалеку от Парк-Сити, в местечке под названием Сандэнс, находится ранчо Редфорда. Сандэнс Кид (ребенок), правда, уже немного подрос. В этом году актер и режиссер отмечает свое 80-летие.

О Диком Западе напоминают и деревянные домики типа салунов, расположенные на традиционной американской Мейн-стрит – главной улице Парк-Сити, что придает прелестный колорит этому симпатичному городку, утопающему в снегах. Здесь во время фестиваля запросто можно натолкнуться на голливудских знаменитостей в шапках-ушанках и уггах. Они любят приезжать сюда, сочетая дело (промоушн фильмов) с отдыхом, ведь Парк-Сити – один из любимых американцами горнолыжных курортов. Звезды рады получить небольшую передышку между «Золотым глобусом» и «Оскаром» и… кино посмотреть. Актерский состав внеконкурсных фильмов, которые привлекают обычную публику, разумеется, гораздо больше, подсказывает, что на Мейн-стрит могут появиться Джули Делпи и Дэнни Де Вито («Винер-дог» Тодда Солондза), Кэти Бейтс и Рейчел Уэйс («Совершенно неизвестный» Джошуа Марстона), Крис Купер и Джеймс Франко (детектив Кевина МакДоналда «11.22.63» по одноименному роману Стивена Кинга)…

«Сандэнс» – крупнейший фестиваль независимого кино (с начала этого века ставший международным, что придало ему еще больший вес) – старается быть верным целям и задачам, которые были поставлены при его рождении, хотя фестиваль постоянно упрекают в «голливудизации». Впрочем, само понятие «независимого кино» уже давно стерлось, и вряд ли кто-то сегодня может четко провести грань между Голливудом и «американскими независимыми». Чему примером самые яркие открытия «Сандэнса» прошлых лет – Квентин Тарантино («Бешеные псы»), Стивен Содерберг («Секс, ложь и видео»), Гильермо дель Торо («Хронос») или братья Коэны («Просто кровь»).

Программы фестиваля – два национальных конкурса (игровой и документальный, в каждом по 16 фильмов), два международных конкурса, многочисленные внеконкурсные показы – «Премьеры», «По ночам», «Специальные показы» и другие – включают в себя около трехсот фильмов. Поскольку большинство американских картин являются премьерами, здесь активно идет купля-продажа, фестивальные отборы.

Вопрос о «голливудизации» отпадает при первом взгляде на игровую конкурсную программу. Множество конкурсных фильмов сделано не известными пока никому дебютантами (или известными актерами, которые впервые решили попробовать себя в режиссуре).

Конечно, более всего молодых интересуют проблемы людей своего возраста (сегодняшние и вчерашние). Майлс Джорис-Пейрэффит рассказывает в фильме «Какой ты есть» о молодежи 90-х, Ричард Тэнн обращается к временам более отдаленным и тоже рассказывает о молодежи, да еще какой! Герои фильма «На юг с тобой» – нынешний, 44-й президент Соединенных Штатов и «первая леди» Барак Обама и Мишель в свои студенческие годы. Дэниел Шуйнерт и Дэниел Кван перенесли на экран историю о заброшенном на отдаленный остров «Швейцарском военнослужащем».

Молодому мужскому хору вторят женские голоса: Шиан Хедер (мелодрама «Теллула»), актриса Клеа Дювалль (режиссерский дебют «Интервенция»), Элизабет Вуд («Белая девушка»).

Актер Нейт Паркер, единственный, кто дебютирует костюмной исторической лентой под названием «Рождение нации», действие которой происходит в начале XIX века. Это не ремейк классической немой ленты Дэвида Уорка Гриффита, но реальная история беглого раба Ната Паркера, ставшего проповедником.

В числе фильмов, сделанных режиссерами, уже заявившими о себе несколькими постановками, «Справедливость» Миры Менон. В центре фильма – сильная и властная бизнесвумен, которой нелегко делать карьеру на «мужской» Уолл-стрит. Еще одну феминистскую ленту – лесбийскую «Любовную песню» – поставила Со Йонг Ким. Антонио Кампос – на стороне женщин, сочувствует своей «Кристин», которой в 70-е годы нелегко дается карьера телерепортера. Мужским проблемам посвящают свои фильмы Джефф Баена (комедия «Джош» на тему «холостяцкого загула»), Эндрю Нил, демонстрирующий в «Козе» мужскую брутальность и агрессивность, Чад Хартиган («Моррис из Америки» – картина про конфликт отца с сыном) и актер Крис Келли (фильм открытия «Другие люди» про конфликт двух бойфрендов).

Одна из немногих лент фестиваля, находящаяся в рамках традиций, – картина Джейсона Лью Джейсона «Свободный мир», где битые жизнью мужчина и женщина обретают покой и счастье в объятиях друг друга.

Ни один из российских фильмов, к сожалению, в международный конкурс отобран не был (хотя за недолгую историю существования этого конкурса в него попадало немало наших картин, в том числе «Змей» Алексея Мурадова, были они и в числе награжденных – «Русалка» Анны Меликян).

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter