Posted 17 января 2007,, 21:00

Published 17 января 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:58

Updated 8 марта, 08:58

Голый наци

Голый наци

17 января 2007, 21:00
Группа «Синие носы» – Вячеслав Мизин и Александр Шабуров, известные своими остроумными перепевами культурных и политических стереотипов, создали галерейный проект, развенчивающий новых фашистов. Получилось нечто среднее между либеральной агиткой и старыми карикатурами Кукрыниксов.

О методе и стратегии «Синих носов» написаны кипы статей и каталогов. На московской арт-сцене они олицетворяют новый тип художника-шоумена в духе сатирических телепрограмм. Если говорить просто – это галерейные хохмачи, которые все метафоры и мифы современности показывают буквально. Сказано «Русь-матушка», вот вам голая дородная тетка в кокошнике, сказано «Путин – наш президент», и вот уже ребята в трениках и в масках с лицом Путина танцуют в коммунальном дворе. Мизин с Шабуровым изобрели термин «тяп-ляп искусство», которым обозначались произведения намеренно лубочные и вышедшие, что называется, «из народа».

До поры до времени шутки-прибаутки «Носов» воспринимались правильными людьми в правильной обстановке. Среди замороченных идей и образов галерейных креативщиков они носились свежим ветром и подкупали разухабистой клоунадой. Но тут случилось непредвиденное – серьезные люди поняли «Синих носов» также буквально. В результате английский галерист Мэттью Боун был задержан на таможне с произведениями Мизина – Шабурова как оскорбляющими российского президента, а сами художники встретили Новый год в каталажке (о чем не преминули сообщить в аннотации к новой выставке). Тут уже не до смеха.

Видимо, этими, не слишком веселыми мыслями, зарядился и новый проект «Синих носов». Они представили серию фотокомпозиций с «идеологизированными телами». На снимках обнаженные модели вытягивают руки в фашистском приветствии, к рукам привязаны веревки, которые заставляют подниматься интимные части тел (у женщин – привязанные бананы). О сексуальности фашизма говорилось много и красочно: здесь тебе и единение людей в едином порыве, и садомазохистская форма, и культ здорового тренированного тела. Все эти вещи Мизин с Шабуровым не столько высмеивают, сколько передергивают (заставляют, например, обезьяну в буквальном смысле «наложить» на свастику). Здесь уже не ирония, а жесткий сарказм.

При всей агрессивности и провокационности выставки (хотя новых нацистов как ни провоцируй, толку не будет – это не православные) в плане художественном у нее имеется один явный изъян. Наши арт-юродивые попадались в свои же силки: вложив в проект искренние переживания, они лишили его каких-либо эмоций. Именно отстранение, дистанция от представляемых мифов были главным приемом «Синих носов». Они примеряли образы политиков и масс-медийных героев, словно маскарадные маски, вызывая смех несуразностью ситуаций. С фашизмом они не желают иметь ничего общего – даже маску. Оттого намеренно используют сторонних моделей, вызывая недоумение – стоило ли огород городить с эрегированными членами и бананами, если можно было достать карикатуры Кукрыниксов пятидесятилетней давности.

На примере выставки «Синих носов» можно увидеть еще одну интересную тенденцию на нашей арт-сцене. То, что раньше называлось радикальным и провокационным искусством, под сильным прессом «общественности» уходит в интеллектуальное подполье, заговорило ребусами и аллюзиями: в экспозиции имеется немало образов, которые нуждаются в специальном объяснении. Впрочем, на вопрос обозревателя «НИ», что означает на одном из снимков обезьяна, надевающая маску Литвиненко, Александр Шабуров ответил: «Обезьяна в маске Литвиненко».

"