Posted 16 декабря 2007,, 21:00

Published 16 декабря 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:15

Updated 8 марта, 08:15

Глава региона десятилетия Юрий Лужков

Глава региона десятилетия Юрий Лужков

16 декабря 2007, 21:00
Мы продолжаем публикацию портретов тех, кто стал победителем интернет-голосования читателей «Новых Известий», проведенного накануне 10-летия нашей газеты. Прямо скажем: хотя некоторые предпочтения для нас оказались неожиданными, в «золотой десятке» нет ни одной случайной фигуры. Вот и столичный мэр Лужков – скажите, ну

Кстати, его недавнее заявление о готовности сборной правительства Москвы разгромить команду Андорры прозвучало вовсе не как шутка. Случись такое – никто бы не удивился. Потому что Юрий Лужков справлялся с куда более фантастическими задачами.

Кажется, что Маршак написал вот это о Лужкове:

Среднего роста,

Плечистый и крепкий,

Ходит он в белой

Футболке и в кепке.

Знак ГТО

На груди у него...

И дело не только в портретном сходстве. А еще и в том, что мэру Москвы можно предъявить разнообразные упреки, только не в забронзовении. Не в том, что он, как говорится, оторвался от масс. «Вот уж одиночество меня точно не спасает», – его слова.

Трудно найти фотографию, где бы он был один. Если найдется, значит, где-то за кадром люди. За 15 лет хозяйствования в столице Юрий Михайлович Лужков, став известным всей России и далеко за ее пределами, так и остался в образе парня из нашего города. Одного из многих, кто ходит в футболке и в кепке.

Вообще-то «рулит Москвой» он не 15 лет, а вдвое дольше. В 1977-м впервые стал депутатом Моссовета. В 1987-м его назначили первым замом председателя горисполкома и одновременно председателем агропромышленного комитета. Это могло кому-то показаться странным: ведь по образованию Лужков инженер-нефтехимик. Однако отец его – уроженец тверской деревни, а мать – из башкирского села. Так что мэр – москвич лишь в первом поколении, который по зову крови и коров разводит, и пасеку держит, и деревья сажает со знанием дела.

На его персональной странице в Интернете, где размещены книги, статьи и мемуары мэра, есть очерк «Мистика». Там Юрий Михайлович, в частности, пишет: «Глядя на все происходящее, как не впасть в мистицизм?.. А между тем бывают вещи действительно загадочные. Причем там, где быть им вроде бы совершенно не место, где решаются задачи сугубо земные и прагматичные. Да и начинается все, как правило, незаметно, буднично».

Так незаметно, буднично и, в общем, предсказуемо, 6 июня 1992 года, после ухода в отставку Гавриила Попова, Юрий Лужков стал его преемником на посту мэра Москвы. А ровно день в день 15 лет спустя (вот уж мистика!) Владимир Путин, прямо как в том кино, попросил его остаться. Не чтобы почивать на лаврах, а чтобы завершить несколько начатых больших дел. В частности, помочь с жильем молодоженам и обманутым дольщикам.

Квартирный вопрос для Юрия Лужкова из важнейших. На днях, например, он подписал распоряжение о предоставлении квартир иногородним артистам «Мастерской Петра Фоменко». А самому театру к Новому году было подарено новое здание.

Для какого-то другого города подобное – это ого-го, а в Москве маленькие и большие лужковские подарки давно делаются незаметно, буднично. Зато промахи всем бросаются в глаза. Никто, наверное, не подвергается такому граду критики, как столичный градоначальник. Взять, например, его гипертрофированную любовь к скульпторам и живописцам, не пользующимся уважением у коллег и тонких ценителей. Сам Лужков к этому относится с большим юмором. Принимая от Александра Шилова очередную порцию холстов для размещения в стенах прижизненного музея, мэр воскликнул: «Здесь уже мало места. Саша, мы за тобой не успеваем! Это возмутительно, но приятно».

Вот и о Лужкове за те полтора десятилетия, что он городской голова, не раз язык чесался сказать: «Это возмутительно, но приятно». Таково уж хозяйство, на котором он сидит: когда одним приятно видеть очередное лужковское деяние, других оно тотчас возмущает. И третьего не дано. Темперамент у Лужкова не тот. Невозможно посему представить какого-то другого политика-тяжеловеса, появившегося на публике с фингалом под глазом или ссадиной на лысине. Гоняющего мячик в свои за семьдесят и получающего патент на улей новой конструкции и поилку для пчел. Привозящего бочонок своего фирменного меда студентам МГУ в Татьянин день. Выходящего на субботник с метлой (кстати, Лужков гордится тем, что в студенческие годы подрабатывал дворником). Выставляющего одну из кепок на аукцион в пользу детдомовцев. Признающегося в интервью: «У меня в кепке вмонтирован компьютер, где есть и сектор секса». Пляшущего на сцене Кремлевского дворца (правда, в паре с самой Лайзой Миннелли). Поющего в синагоге (правда, «Дорогую мою столицу» и с детским хором). И вообще на вершине власти ведущего себя так, будто он – парень из нашего города. Со всем отсюда вытекающим.

Парню с городом явно повезло. Городу тоже.

"