Posted 16 ноября 2011,, 20:00

Published 16 ноября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:04

Updated 8 марта, 06:04

Когда грохочет гром

Когда грохочет гром

16 ноября 2011, 20:00
В четверг в Доме музыки закрывается VI фестиваль «Владимир Спиваков приглашает...», растянувшийся более чем на три недели. После фестивалей с театрализованными представлениями и вечерами балета форум вернулся к принципу первых лет: больше музыки, хорошей и разной, в исполнении тех, кто готов слететься по зову Спивакова

Главное, чем запомнилась программа нынешнего форума, – созвездие ярких певцов. Томас Хэмпсон, которого изначально приглашали для участия в концерте-открытии, не смог приехать. Обратились к Маттиасу Герне, и оказалось, что нет худа без добра: немецкий бас-баритон сегодня явно в лучшей форме, нежели его титулованный американский коллега. С Национальным филармоническим оркестром России (НФОР) Герне исполнил избранные песни из цикла Малера «Волшебный рог мальчика». Красота голоса Герне, его артистизм и взаимодействие с оркестром произвели впечатление на слушателей, многие из которых открыли для себя замечательного певца впервые.

Ближе к финалу фестиваля малеровская линия продолжилась еще в одной программе, где шведка Анна Ларсон (контральто) в сопровождении НФОР исполнила «Песни об умерших детях» Малера. В данном случае попадание оказалось еще более беспроигрышным: если для Герне главный композитор все же Шуберт, то Ларсон знаменита как раз исполнением песен Малера и вокальных партий в его симфониях. Вторую, Третью, Восьмую, она неоднократно пела и записывала с такими мастерами, как Клаудио Аббадо и Риккардо Шайи, Эса-Пекка Салонен и Дэвид Цинман. До конца года Ларсон поет Малера еще несколько раз, в том числе в «Ла Скала» с маэстро Густаво Дудамелем.

«Песни об умерших детях» Ларсон уже исполняла в Москве семь лет назад с оркестром Большого театра. Если тогда оркестру не вполне удалось передать присущее циклу напряжение, теперь сопровождение было близким к идеальному. Под управлением Владимира Спивакова оркестранты, казалось, делали все для того, чтобы представить певицу наилучшим образом, чтобы ей было удобно петь. Соло деревянных духовых звучали одно лучше другого, а от первых нот последней песни «Когда так грозно грохочет гром» волосы буквально становились дыбом. Малер идеально подходит Ларсон, выразительны были даже моменты ее молчания – не за счет игры лицом, а в силу полного слияния певицы с музыкой. Во втором отделении звучала Первая симфония Малера. За неполные десять лет существования НФОР играл все его симфонии, кроме двух, также хорошо освоившись с малеровским стилем. И дуэт труб в прологе, и соло контрабаса в начале третьей части, и финальные tutti были великолепны.

В день закрытия фестиваля на сцену Светлановского зала выйдет знаменитая немецкая певица Вальтрауд Майер (меццо-сопрано). Одна из лучших в мире исполнительниц музыки Вагнера, она исполнит его цикл «Пять стихотворений Матильды Везендонк». В программе также – сюита из оперы «Кавалер розы» Рихарда Штрауса и его Второй концерт для валторны с оркестром (солист Станислав Давыдов). Так завершится VI фестиваль «Владимир Спиваков приглашает...», имена гостей которого – серьезное дополнение к списку выдающихся музыкантов, участвовавших в нем в прежние годы. Среди них были Иэн Бостридж, Джесси Норманн, Уте Лемпер, Алексей Любимов, Джеймс Конлон и Кшиштоф Пендерецкий.

"