Posted 16 ноября 2010,, 21:00

Published 16 ноября 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:34

Updated 8 марта, 06:34

«Субмарина» утонула в несчастьях

«Субмарина» утонула в несчастьях

16 ноября 2010, 21:00
Пятнадцать лет назад четверо датских режиссеров во главе с Ларсом фон Триером написали концептуальный манифест «Догма», который стал последней художественной идеей первого века кино, поддержавшей его угасающие силы. «Догма» превратила эстетику малобюджетных фильмов в элитный кинематографический принцип. «Долой искусств

Томас Винтерберг был самым молодым из датской четверки. Сейчас ему чуть больше сорока. Именно ему выпала честь не только снять первый фильм по жестким правилам, прописанным в манифесте, но и представить его на Каннский фестиваль и завоевать там Специальный приз жюри. «Торжество» Томаса Винтерберга, получившее первый официальный сертификат «Догма-95», стало ее эталоном. Каждый из «манифестантов» снял по одному фильму, строго отвечающему ее правилам. «Нам надо было встряхнуться, – говорит Винтерберг, – сбросить с себя груз постановочного кино. Зато с какой радостью мы вернулись потом к тщательному гриму, к выстроенным декорациям, к павильонному освещению!»

«Субмарина» (в ряде переводов «Субмарино» как пытка, когда людей опускают головой в воду) – пятая картина Томаса Винтерберга после «Торжества». В ней отзывается эхо «Догмы», но спонтанность здесь уступает место профессиональной расчетливости, живость и непосредственность – основательной мастеровитости. В фильме главной становится тема семьи, попытка собрать ее осколки. Впрочем, это тема традиционная для северного, датско-шведского кинематографа.

«Субмарина» – это история двух братьев, вместе переживших в детстве трагедию, навсегда сломавшую их жизни. Мать-одиночка, пребывая в беспробудном пьянстве, бросала на них третьего, только что родившегося. Старшие кормили-поили грудничка, крали для него детское питание в супермаркете, сами окрестили, сами дали ему имя. Но однажды недоглядели, и малыш отправился на небеса. Пути братьев разошлись, и вот спустя двадцать лет они встречаются у гроба непутевой матери. Мы почти ничего не знаем о том, как они прожили все эти годы. Знаем только, что старший, Ник, постоянно пребывающий в депрессии, отсидел в тюрьме, избив в приступе слепой ярости, которая на него иногда накатывает, обидчика своей единственной любви – Анны. В таком же беспричинном приступе ярости он разбивает себе руку, ломая уличный телефон-автомат. Младший брат (отец-одиночка и наркоман) воспитывает шестилетнего Мартина, мать которого скончалась от передозировки. Отец и сын преданы друг другу, но отец не может обеспечить ребенку нормальную жизнь, тратя последние деньги на наркотики и опускаясь все ниже и ниже. Судьба дает братьям, которые любят друг друга, еще один шанс. Быть вместе, поправить свое бедственное положение за счет тех небольших денег, которые мать оставила им в наследство, но фатальный исход, заданный их детской душевной травмой, предопределен, все попытки неплохих людей выбраться из круга несчастий, пробить головой стену, выбраться из тонущей лодки обречены на провал.

В стремлении показать, как людям плохо, Винтерберг вполне преуспел. Алкоголизм, наркомания, одиночество, депрессия, брошеные дети, отсутствие ответственности перед обществом и самим собой – режиссер нажал на все больные точки. Количество несчастий на один квадратный метр экрана превышает все допустимые пределы. Но отстраненно-холодноватое отношение автора к происходящему (при всей безупречной техничности этой работы) так же, как серовато-голубоватая палитра изображения (почти бесцветная, бледные лица, унылые зимние городские пейзажи, мрачные интерьеры – ни одного яркого пятна) и меланхолический ритм повествования, не дают возможности эмоционально погрузиться во все эти страсти.

Фильм «Субмарина» мог бы вызвать море сочувствия, если бы не был утоплен в море несчастий. И если бы бывший страстный догматик не превратился в безупречного, но холодного профессионала. Культурное, политкорректное, отточенное, слегка сентиментальное среднеевропейское кино.

"