Posted 16 ноября 2008,, 21:00

Published 16 ноября 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 07:51

Updated 8 марта, 07:51

Кафку сделать былью

Кафку сделать былью

16 ноября 2008, 21:00
В Театре наций состоялась премьера спектакля «Письма Фелиции». Вступив в должность руководителя Театра наций, Евгений Миронов пообещал давать площадку для молодых талантов. В рамках этой программы режиссер-дебютант Кирилл Сбитнев и три выпускницы СПГАТИ курса Григория Дитятковского создали сценическую композицию по пис

Наверное, нигде не бывает столь беззащитно доверчив великий мужчина как в своих отношениях с любимой женщиной. Именно с ней он распахивается до глубин, втайне желая, чтобы именно она приняла и поняла его таким, каков он есть. С учениками, друзьями, родителями, коллегами можно носить ту или иную маску, принимать ту или иную позу. Но нестерпимо, если любимая женщина будет принимать тебя за кого-то другого.

Роман Кафки с Фелицией Бауер длился пять лет, официальной регистрации отношений так и не случилось. Влюбленный, мучающийся своей неустроенностью, бедностью, подступающей болезнью Кафка так и не решился сделать последний шаг. Но пять лет восторгов и ссор, расставаний и примирений оставили след в виде пачки писем, которые Фелиция Бауер бережно сохранила (Кафка все письма невесты после разрыва и госпитализации в туберкулезный санаторий сжег).

В результате эти эпистолярные наброски оказались уникальным автопортретом самого загадочного писателя ХХ века. Горькие, нежные, раздирающие признания его писем столь откровенно интимны, что, сидя в зале, снова и снова вспоминаешь давний и правильный запрет на чтение чужой почты. Мы привыкли к откровениям в журналах, к перетряхиванию грязного белья на телеэкранах. Но тут такая беззащитность автора и такое беззаветное доверие адресату, что чувство соглядатая у замочной скважины не оставляет во все продолжение пятидесятиминутного представления «Писем Фелиции». Кафка жалуется и негодует, укоряет возлюбленную и рассыпается ей в похвалах, фантазирует на темы супружеской жизни и вздыхает о жизни настоящей. Подсчитывает свои финансы, вздыхает о том, что не перенесет положения, при котором его жена будет стыдиться их бедности. Укоряет невесту за нелюбовь к его родным и тут же объясняет, что сам их не слишком любит.

Опасаясь слишком интимной интонации материала, режиссер Кирилл Сбитнев разделил текст писем Кафки между тремя актрисами – Ириной Кныриковой, Юлией Хаматовой и Ириной Барвинской. Перехватывая друг у друга фразы, актрисы то почти выпевают строки Кафки, то выкрикивают их на злобной агрессии, то тянут как мелодию, то шутовски ломают слова. В промежутке – звучит то фрагмент из «Аиды» Верди, то ударные Брамса.

Перед актрисами явно не стоит цель создания единого образа автора писем, тем более образа автора «Замка» или «Процесса». Надо абсолютно не понимать или сознательно искажать интонацию Кафки, чтобы его горькое признание в том, что он никогда ни с одной женщиной счастлив не будет, прочесть как клоунскую репризу.

Постановка «Писем Фелиции» очень напоминает студенческий зачет по сценречи, осложненный пластическими задачами. Ученицы Георгия Дитятковского демонстрируют хорошую профессиональную школу, подтверждая высокую репутацию своего мастера. Похоже, и юная прима БДТ Полина Толстун, и юная прима Александринки Александра Большакова – не случайные педагогические удачи, но результат грамотных усилий.

Так что с целью продемонстрировать «умения и возможности» молодых постановка «Писем Фелиции» вполне справляется. А задача проникнуть в душевный мир автора, чье лицо исполнительницы старательно вырисовывают на заднике, увы, остается пока только декларацией благородных намерений.

"