Posted 16 ноября 2004,, 21:00

Published 16 ноября 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:35

Updated 8 марта, 09:35

Ночной балет

Ночной балет

16 ноября 2004, 21:00
В ночь с понедельника на вторник на Новой сцене ГАБТа в режиме строгой секретности трем десяткам специалистов показали результаты работы лаборатории современной хореографии Большого театра. Демонстрировались, как восстановленные по уникальным архивным записям старинные балеты Петипа, так и суперсовременные проекты хоре

Пройти в здание Новой сцены Большого театра без соответствующего приглашения и пропуска было невозможно. После тщательного обыска одежды и досмотра личных вещей одетая во все черное охрана попросила подняться избранных приглашенных на шестой этаж по лестнице (лифт был зарезервирован для представителей администрации театра). «Люди в черном», заботившиеся о том, чтобы у кого-нибудь не оказалось при себе фотоаппарата или, не дай бог, видеокамеры, были везде. Они зорко наблюдали за каждым шагом гостей на лестничных маршах, за тем, как балетные специалисты и критики давились бутербродами перед секретной презентацией, за тем, как вели себя гости в полутемном репетиционном зале.

Тихий ропот голосов прервал глава балета Большого театра Алексей Ратманский, который объявил цель собрания. По его словам, во времена жесткого дефицита хореографов Большой ищет новые кадры и пытается нащупать те тенденции, которые определят новый век отечественной хореографии. Через минуту стало ясно, почему презентация была «засекречена».

В программе концерта были представлены 7 небольших работ пяти хореографов. Каждая из работ – отдельный проект, характеризующий отдельное направление в современной хореографии. Несерьезным в этой экспериментальной коллекции оказался лишь номер петербуржца Кирилла Симонова для четырех балерин «Не «Па де Катр» – он казался пародией на современную хореографию, где милые улыбчивые нимфы в трико, совершая классические па, умудряются фривольно вращать бедрами. Совсем по-новому открыл классику Юрий Бурлака, восстановивший по записям фрагменты из лучших балетов Петипа, неизвестных современной публике – «Волшебное зеркало», «Пробуждение Флоры» и «Конек-Горбунок». Каждая из композиций казалась уникальной – в отличие от фривольных десятитысячных переработок «Лебединых озер», эти танцы действительно казались настоящими шедеврами, где каждое движение отточено до бриллиантового блеска. На композиции «Ее сны» бывшего украинца, а ныне американца Виктора Плотникова, у присутствующих перехватило дыхание. Это был настоящий балет XXI века. Встреча двух парней и девушки начиналась в полной тишине, затем головокружительные энергичные комбинации любовного треугольника продолжались на мелодиях Баха, и завершались, как в кинофильме, прокрученном назад, расставанием. Казалось, будто любовь балерине просто приснилась. После балетного ретро и балетной фантастики молодые танцовщики вернули зал в современность, исполнив «Болеро» на музыку Равеля – недавнюю работу руководителя балета Большого театра Алексея Ратманского. Это сумасшедшее соревнование в ловкости и грации трех пар, одетых в спортивные костюмы, было создано хореографом специально для Датского королевского балета 2 года назад. Алексей Ратманский признался «Новым Известиям», что все показанные номера смогут рано или поздно увидеть и зрители, а с Виктором Плотниковым театр намерен заключить контракт на постановку нового современного балета. Возможно, уже в ближайшее время экспериментальная лаборатория начнет выдавать продукцию, которая затмит даже заслуги русских балетмейстеров позапрошлого века.

"