Posted 16 ноября 2003,, 21:00

Published 16 ноября 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Американское па

Американское па

16 ноября 2003, 21:00
Американский балетный театр (American Ballet Theatre), Нью-Йоркский балет (New-York City Ballet) и труппа Элвина Эйли «Alvin Ailey American Dance Theater» прислали в Москву своих лучших артистов, чтобы показать, на что способен современный балет США. Заодно эти коллективы смогут в очередной раз потягаться друг с друго

В Нью-Йорке любители танца делятся примерно на две равные половины – почитателей Американского балетного театра (ABT) и поклонников труппы Нью-Йоркского балета (NYCB). Первые ходят в Метрополитен-оперу, вторые – в театр на соседней улице. Первые – приверженцы классики, вторые – современного танца. Впрочем, по большому счету, оба эти коллектива исполняют то, что в России по сей день называется балетом – танцы на пуантах. Правда, репертуар ABT похож на репертуар основной сцены Большого театра, а NYCB – на то, чем собираются наполнить Новую сцену ГАБТа.

Сегодня на главные подмостки России выйдут ведущие артисты обеих американских трупп. Среди них такие звезды, как Палома Эррера, Альберт Эванс, Дамиан Ветцель, Венди Вилан, Джок Сото, Этан Стифел, Аманда Маккерроу, Джилиан Мерфи и Мишель Вайлс. Программа будет составлена из шедевров только американской хореографии. «От классики к современности через декаданс и мюзикл» – девиз сегодняшнего вечера. Американцам надо будет доказать Москве, что лавры балетной Мекки в XXI веке принадлежат Нью-Йорку. В этом, впрочем, в мире почти никто уже не сомневается. Судя по откликам западной прессы на гастроли балетных коллективов из Москвы и Питера, Россия до сих пор, кроме столетней давности спектаклей Петипа, ничего знать не хочет.

Обычно Большой театр включает в подобные гала-концерты и своих артистов. На этот раз ничего такого не произойдет. Причем совсем не потому, что показать некого (к примеру, прима ГАБТа Нина Ананиашвили сама танцует в труппе АВТ по контракту). Артисты и менеджеры ГАБТа будут сидеть в зале и смотреть, что и как необходимо танцевать у себя в дальнейшем, чтобы снова быть «впереди планеты всей».

Впрочем, уже сейчас ясно – единственное, что в ближайшие годы не сможет себе позволить Большой, – это стиль балета Элвина Эйли. Этот рафинированный американский модерн пока по силам исполнять только темнокожим танцорам, которых в Москве просто нет.



«Балет – это сказка»

Палома ЭРРЕРА, солистка Американского балетного театра (American Ballet Theatre)

– Вы родились и выросли в Буэнос-Айресе. Каким образом вы попали в в Нью-Йорк, в Американский балетный театр?

– Это была забавная история. Мой педагог из Аргентины посоветовала подучиться в Нью-Йорке, чтобы потом вернуться и танцевать у себя на родине. После шести месяцев занятий я должна была вернуться домой, где мне предложили главную партию в балете «Раймонда». Взяла билет на самолет в Буэнос-Айрес, собрала вещи и решила позвонить подруге – попрощаться. А та мне и говорит: «В Американском балетном театре появилась вакансия. Не попробуешь?» Мне было тогда всего пятнадцать лет, не было американского гражданства, даже балетные туфли я сдала в багаж. Но сказала себе: дай попробую! Шансов пробиться практически не было. Пошла в театр, на меня посмотрели и после показа разминки вдруг сразу предложили контракт. Прошло столько лет, а я до сих пор не могу в это поверить, потому что Американский балетный театр всегда был моей мечтой. Там ведь танцевали Михаил Барышников и Наталья Макарова. Там танцует теперь Нина Ананиашвили.

– Вы с ней знакомы? Она ведь и солистка Большого театра.

– Да, Нина сделала отличную карьеру в Америке. Еще – она очень милый человек, мы ее очень любим.

– В Буэнос-Айресе, наверное, были разочарованы вашим решением остаться в США?

– Да нет. Они смирились и теперь мною гордятся. Тем более что мы там часто бываем на гастролях.

– Трудно ли было чувствовать себя эмигрантом в Нью-Йорке?

– В театре этого не чувствовалось – мне предоставили там все, что нужно было для работы и жизни. За пределами театра... Знаете, я люблю Нью-Йорк, потому что этот город предоставляет много возможностей для реализации. С другой стороны – конечно, там трудно. Очень жесткий ритм жизни. Каждый там зашорен и живет сам по себе. Нью-Йорк хорош для молодых людей. Когда я состарюсь и уйду на пенсию, может быть, вернусь на родину. Впрочем, теперь я уже гражданка США.

– Вместе с артистами Американского балетного театра на сцене Большого театра выступят солисты труппы Балет Нью-Йорка – ваши прямые конкуренты. В чем разница между этими двумя коллективами?

– Разница огромная. Если у нас в основном классика – «Ромео и Джульетта», «Баядерка», «Лебединое озеро», то они танцуют неоклассику, то есть современные балеты Баланчина, Робертса и других хореографов. У нас в Эй-Би-ти почти все спектакли исполняются в длинных костюмах, а у них любят обнажать тело.

– Может, это и правильно. Вам не кажется, что классический балет превратился в мертвое музейное искусство?

– Неправда. В Америке он быстро эволюционирует. За последние десятилетия он стал более техничным. Изменилась сама эстетика – даже костюмы совсем другие. Многое в нем заимствовано из современного танца модерн.

– Чем же в таком случае он отличается от модерна?

– Балет – это всегда сказка, рассказанная телом.



«Балет – это тело»

Альберт ЭВАНС, солист Балета Нью-Йорка (New York City Ballet):

– Вы впервые в Москве?

– Да, и осмотреться времени пока не было. Но я уже чувствую здесь особенную энергетику. В России ведь особенное отношение к балету. Перед отъездом сюда я говорил с Барышниковым, он много рассказывал о Большом театре.

– Вы знакомы с Барышниковым?

– Да. Буквально вчера виделись – он давал нам мастер-классы. Перед отъездом посоветовал тепло одеться, говорит, в Москве в ноябре уже зима. Он работал в Американском балетном театре, но участвовал и в наших спектаклях. Даже несмотря на возраст, он потрясающе двигается до сих пор.

– Кстати, в Нью-Йорке ваша труппа и труппа Американского балетного театра – соперники. Готовы ли вы конкурировать на сцене Большого театра?

– Не думаю (смеется). Лично я буду танцевать один номер «Обнимая тебя» вместе с солисткой Американского балетного театра Амандой Маккерроу. Что касается Американского балетного театра, то им больше присущ классический стиль. У нас предпочитают более современные формы. Их балетным сказкам наша труппа противопоставляет культ сильного тела. Собственно, на этом держится весь современный танец. Для нас ставят Форсайт и многие другие авангардисты и классики модерна. Нью-йоркский балет и Американский балетный театр, конечно, часто называют конкурентами, но наши труппы просто разные. Это две ведущие балетные компании США. Как две сестры – они выросли вместе, поэтому по большому счету не могут считаться соперниками.

– В вашей труппе есть русские?

– Только одна девушка по имени Алина. Ей шестнадцать лет – совсем еще девочка. Она родилась в Америке.

– Недавно я беседовал с Майей Плисецкой, и она сказала, что сейчас русских недолюбливают, потому что их было слишком много в ХХ веке.

– Раньше действительно русские были первыми. Ситуация меняется. Сейчас во всем мире появилось новое поколение сильных танцовщиков, которых невозможно различать по национальности. Что же до русских, то у нас всегда пользуются успехом выступления Кировского и Большого театров, когда те приезжают на гастроли.

"