Posted 16 октября 2006,, 20:00

Published 16 октября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:02

Updated 8 марта, 09:02

Немного о сволочизме

Немного о сволочизме

16 октября 2006, 20:00
Молодой и известный Арпад Шиллинг вместе со своим театром «Кретакор» приехали в Москву с политическим спектаклем-ревю «Черная страна» (Blackland). В спектакле рассказывается о самых разных сторонах жизни сегодняшней Венгрии: террористы, беженцы, педофилия, коррупция властей, бытовое насилие и т.д. Венгры поставили спек

Когда Маяковского спрашивали, в чем цель его политических стихов, он отвечал: «Сказать сволочам, что они сволочи!» Венгерский режиссер Арпад Шиллинг вполне мог бы повторить фразу нашего поэта. Цель, задача и основная тема спектакля «Черная страна» – сказать всем сволочам, что они сволочи. Внимательный читатель газет, Арпад Шиллинг собрал целую коллекцию доказательств «сволочизма» современного ему мира. И создал политический спектакль-ревю, в котором в коротких сценках-скетчах рассказывает о террористах и педофилах, о политической и бытовой проституции, о самоубийцах, коррупции, обо всех видах насилия человека над человеком. Умозрительным газетным строчкам и статистическим фактам постановка «Черной страны» возвращает наглядность и конкретность.

Вот ищущий убежища немолодой человек. Его раздевают догола, окоченевшего от застенчивости, осматривают, моют. А потом начинают одевать в пожертвованную одежду: какие-то розовые, зеленые, коричневые, лиловые брюки, рубахи, куртки, халаты всех расцветов и форм. Превращенная в капусту человеческая фигура протягивает руки за помощью, но ее безжалостно выталкивают прочь из огороженного привилегированного пространства. А бегущей строкой идет комментарий: «Более 50% венгров выступают против приема беженцев».

Вот молодая женщина поет песню об огне, который сжигает ее ноги, одежду, волосы. А бегущая строка рассказывает о самосожжении молодой жительницы столицы. Песню подхватывает мужчина. Бегущая строка рассказывает о самосожжении в маленькой деревушке. Потом еще один, еще одна. Звучит целый хор самоубийц, которые предпочли смерть в огне жизни в сегодняшнем мире. Или речитатив маленькой девочки, которая рассказывает о том, как она учится ходить, сменяется короткой информацией об отце-изверге, изнасиловавшем свою полуторагодовалую дочку. Арпад Шиллинг нашел для своего спектакля поразительное смешение абсолютной условности и крайнего натурализма.

В спектакле много поют. Но не стесняются и настоящего четырехэтажного мата. Все актеры и актрисы одеты в концертные костюмы. Но когда надо, режиссер обнажает человеческую плоть и предлагает рассмотреть ее с предельной детальностью. Сообщение о венгерских тяжелоатлетах, которых лишили золотой медали из-за недостаточного количества сданной мочи, иллюстрируется с предельной достоверностью. Голый мужчина с золотой медалью на пьедестале. Баночка, в которую нужно собрать требуемую мочу. Четверо суетящихся эскулапов, залезающих во все причинные места с целью осмотра. Вас шокирует на это смотреть? А каково тому, с кем это проделывают в реальности?

Тренированные, музыкальные и бесстрашные венгерские актеры играют с точным чувством стиля. Акробатика выполнения снимает ощущение тягостности от разного рода «натуралистических подробностей». Но главное – спектакль действительно воспринимается неким коллективным высказыванием. Начиная с конца двадцатых годов ХХ века, в России полностью было истреблено прямое политическое высказывание с театральной сцены. Венгерский спектакль возвращает идею злободневного театра. Театра, который работает не с ино-сказанием, но с прямо-сказанием. При этом Арпад Шиллинг делает политический театр легко, высокопрофессионально и с тем злобным юмором, который обращен не только на объекты вовне, но и на себя.

Заканчивается спектакль прямым выходом одного из исполнителей к рампе. И тот не только зачитывает пародию на классическую рецензию на собственную постановку. Но и заявляет, что Шиллинг и его актеры в работе руководствовались не какими-то абстрактными моральными нормами, но удовлетворяли свои профессиональные амбиции. Дав напоследок пощечину журналистам и самим себе, актеры театра «Кретакор» выходят раскланиваться со зрительным залом.

"