Posted 16 октября 2003,, 20:00

Published 16 октября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Заокеанские потомки Эйзенштейна

Заокеанские потомки Эйзенштейна

16 октября 2003, 20:00
Вчера в московском Кинозале на Покровке впервые в России стартовал фестиваль мексиканского кино. В программе представлены четыре больших художественных фильма и пять короткометражек. Завершится форум мексиканского кино в воскресенье.

Несколько лет назад фестиваль мексиканского кино мы ежедневно имели на собственных телеэкранах и даже не представляли себе, что в Мексике есть что-то кроме «Богатых», которые «тоже плачут». Между тем кино с маркировкой Made in Mexica сегодня приковывает внимание всего кинематографического мира.

Безусловно, Мексика стала заметной точкой на кинокарте после появления мыльных опер. Но родился мексиканский кинематограф в Мексике всего на несколько месяцев позже, чем во Франции. Уже в 1886 году в Мехико был открыт первый кинотеатр, в 1898-м снято первое игровое кино. А в 20–30-х годах прошлого века по количеству произведенных фильмов Мексика конкурировала с самим Советским Союзом. В 31-м году в Мексике работали Сергей Эйзенштейн и Эдуард Тиссе. Их фильм «Да здравствует Мексика!» так и не был закончен, но тень Эйзенштейна упала на целое поколение мексиканских кинематографистов. В 1982-м в эту страну отправился Сергей Бондарчук, где снял грандиозное полотно «Красные колокола» («Мексика в огне»).

Нам же из серьезного мексиканского кино перепадали лишь картины латиноамериканского Бондарчука – Эмилио Фернандеса («Мексиканская девушка», «Нелюбимая»). И только в 1974-м в СССР появилась мексиканская мелодрама – «Есения». Концентрация трагических и комических событий, а также любовных страстей в ней была примерно такой, как в «Санта-Барбаре» (если ее сократить до двух серий). «Есения» осталась в истории советского проката абсолютным чемпионом. Ее смотрели по многу раз, и именно она породила тоску советского народа по мыльным операм. Поэтому когда на наши телеэкраны пришла богатая плачущая Марианна, в России ее приняли как родную и с пониманием рыдали над ее нелегкой судьбой.

В международную фестивальную жизнь Мексика включилась в 1974-м, когда нынешний главный классик Артуро Рипштейн получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах за фильм Holy Office. А три года назад мексиканское кино обратило на себя внимание всего киномира благодаря Алехандро Гонсалесу Иньярриту и Альфонсо Куарону. Причем, если первый сдался Голливуду после своего громкого дебюта (картина «Сука-любовь» была номинирована на «Оскар», получила Гран-при в Токио и еще 30 международных призов). Второй режиссер, получив признание в Америке за «Большие надежды» с Гвинет Пэлтроу и Робертом Де Ниро, вернулся работать на родину и сделал пронзительный фильм о взрослении «И твою маму тоже» (23 премии различных международных фестивалей, в том числе награда за сценарий и приз лучшему молодому актеру в Венеции-2001). Кстати, об успехе Куарона говорит хотя бы тот факт, что его пригласили в качестве режиссера поработать над новой серией «Гарри Поттера».

На открытии московского фестиваля был показан хит мексиканского проката – «Преступление падре Амаро» Карлоса Карреры. Самый популярный сегодня молодой актер Мексикиц Гаэль Гарсия Берналь играет в фильме 24-летнего священника, который приезжает в сельский приход в мечтах о служении Господу, но «сбивается с пути истинного», увлекаясь плотскими радостями и революционной борьбой. Фильм номинирован на «Оскар» и проклят католической церковью.

Всего же в программе фестиваля – 4 больших фильма и 5 короткометражек (одну из которых – «Рохелио» – снял сценарист «Суки-любви» Гильермо Арриага). «Лики луны» Гиты Шифтер – забавная комедия о том, как пять женщин-режиссеров работают в жюри фестиваля женского кино. Обсуждая фильмы, они делятся друг с другом собственным богатым жизненным опытом: одна из них сидела в тюрьме за политические убеждения, другая – лесбиянка и антифеминистка, третья 15 лет не была на родине, и т.д. Режиссер Гита Шифтер устами своих героинь размышляет о женской сущности и женских жизненных ценностях. Одну из ролей в фильме играет Джеральдина Чаплин.

«Написанное на теле ночи» Хайме Умберто Эрмосильо – тоже своего рода «кино про кино». Герой картины – известный режиссер – вспоминает молодость, когда он увлекался кинематографом и встречался с девушкой, называвшей себя именем героини Трюффо.

«Разбитые сердца» Рафаэля Монтеро – драма представителей среднего класса, которые не могут оправиться от последствий экономического кризиса. Речь в картине идет об обитателях многоквартирного дома в Мехико. Герои переживают собственные комплексы, связанные с бедностью, возрастом и религиозными убеждениями. Ни один фестивальный фильм в российский прокат не выйдет, поэтому их стоит посмотреть сейчас.



"