Posted 17 сентября 2020, 08:28
Published 17 сентября 2020, 08:28
Modified 7 марта 2024, 14:40
Updated 7 марта 2024, 14:40
Ирина Мишина
Эта почти детективная история началась с эмоционального видео, которое было записано у стен Новодевичьего монастыря искусствоведом Марией Санти для телеграмм-канала Mash на фоне разбитых и разбросанных надгробий. Мария Санти возмущалась тому, как грубо обошлись с памятью предков, показывала свежие сколы на надгробиях, удивлялась бездушию и непрофессионализму тех, кто так обошелся с памятниками, некоторые из которых могут представлять историческую, культурную и искусствоведческую ценность. Видео моментально разошлось по соцсетям и вызвало бурю возмущения.
Marina Kazantseva: «На кладбищах, а это кладбище, хотя и закрытое, подобные действия осквернением мест захоронения и вандализмом называются, и это подпадает по действие ст .244 УК РФ. Почему нет заявления в прокуратуру о возбуждении уголовного дела?»
Дальше события начали разворачиваться, как в детективе. Искусствоведу Марии Санти позвонили из прокуратуры и начали выяснять детали того, что она увидела и сфотографировала у стен Новодевичьего монастыря. После этого её пригласили принять участие в съёмках федерального телеканала, чтобы во всем разобраться. Но когда Мария Санти привела съёмочную группу на место, откуда она вела свой репортаж, там было пусто. Ни одного памятника и разровненная земля…
Мы решили провести собственное расследование этой истории и связались с координатором движения «Архнадзор» Игорем Шиховым. Он назвал комментарий искусствоведа Марии Санти «преувеличением» и заверил, что ситуацию контролирует группа археологов под руководством профессора Леонида Беляева. Также представитель Архнадзора заверил: «В этом месте у Новодевичьего обновляют коммуникации. Да, там действительно рабочие. Надгробия сложены у западной стены монастыря. Земляные работы проходят под надзором археологов. Кладбище со старинными захоронениями было уничтожено ещё в 20 - 30-е годы 20-го века или ещё раньше. Многие плиты лежали в земле и были обнаружены, когда начали прокладывать коммуникации и копать землю».
Однако искусствовед Мария Санти несколько иначе прокомментировала события, свидетелем и участником которых она стала.
- Когда телеграмм-канал попросил меня выехать на место события, рассказав о разрушении надгробий у стен Новодевичьего монастыря, я действовала скорее в эмоциональном порыве. Я отдаю себе отчёт в том, что в 30-80-е годы история Новодевичьего монастыря складывалась непросто.
То, что я увидела – разбитые и расколотые надгробия – возможно, какая-то досадная халтура последнего звена, рабочих, за которыми не присмотрели должным образом и не дали инструкций. Но любой цивилизованный человек понимает, что с памятниками 18-19-го веков так не поступают. Надгробия были в одной куче со строительной техникой и мусором. Все это запечатлено на видео.
Сейчас меня уверяют, что многие надгробия находились под землей и при строительных работах были извлечены из-под земли. Я рассматривала многие надгробия вблизи. Там были сколы свежие, с невъевшейся грязью. Я протерла один камень – грязь тут же сошла, ей от силы неделя. Камень чистый, он под землей не лежал. Там могли быть похоронены люди, которые внесли свой вклад в отечественную историю. Да, в бывшем Некрополе Новодевичьего монастыря нет могил святых. Там захоронены статские советники, военные… Я посмотрела на одну табличку – это было надгробие генерала, он умер после 1812 года. Войну с французами пережил, а вот нынешние времена память о нем стерли. Часть надгробий - это прекрасная скульптурная работа, которая может представлять интерес для искусствоведов, - рассказала «НИ» Мария Санти. - Когда мы приехали через несколько дней на это место со съёмочной группой федерального канала, тот участок, откуда я вела свой репортаж, был идеально пустым. Там не было вообще ни одного памятника! Земля была ровной. Строительной техники тоже не было», - сообщила искусствовед.
Новодевичий монастырь, основанный почти 500 лет назад, - один из самых известных памятников русского зодчества. В архитектурный ансамбль монастыря входят 36 храмов, палат, башен и других памятников. Новодевичий монастырь - объект культурного наследия федерального значения. В 2004 году его включили в Список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Реставрация Новодевичьего монастыря проводится на федеральные средства, а реставрация художественных надгробий — за счет городского бюджета. Завершится реставрация в 2024 году. Правда, восстановление надгробий в перечне реставраторов значится где-то в конце списка. Не получится ли так, что когда до них дойдет речь, реставрировать будет уже нечего?
Вообще, загадочные истории с осквернением могил на кладбище Новодевичьего монастыря происходят давно. К примеру, странный и мистический инцидент произошел с могилой создателя и режиссера Камерного театра Александра Таирова. Охотники за цветными металлами содрали бронзовый барельеф с могилы великого режиссера. Это был не просто кусок бронзы. В образе коленопреклоненной Федры, украденной с надгробия, художник Давид Народицкий запечатлел музу режиссера - актрису Алису Коонен. Осквернение могилы Таирова не прошло незамеченным, в соцсетях поднялся скандал. Однако спустя две недели произошло чудо. Пролистывая страницы интернет-аукциона meshok, столичный музейщик Александр Савинов обнаружил знакомый барельеф. Его продавали всего за десять тысяч рублей. Он фигурировал под названием «Накладка римского воина»…
Не хотелось бы, чтобы подобные истории повторились с памятниками людей, чьи надгробия в беспорядке свалили при прокладке коммуникаций, а потом куда-то увезли. Где они сейчас? С этим вопросом «НИ» обратились к заведующему отделом археологии Московской Руси, доктору исторических наук, член-корреспонденту РАН Леониду Беляеву.
- Речь идёт об остатках когда-то находившихся на территории Новодевичьего монастыря надгробий, это фрагменты монументов 18-19 века. Они стояли у стен монастыря, после реставрации – лежали на земле. Сейчас, когда на территории Новодевичьего монастыря ведётся укладка газонов, дорожек, они всем мешают, поэтому недавно их перенесли в юго-западный угол. Что касается исторической ценности этих надгробий, то среди них есть порядка десяти, на которых сохранились надписи. Это остатки Некрополя, они представляют мемориальный интерес. Ранее они лежали в нишах. Сейчас пришли строители… Насчет их отношения к остаткам этих надгробий, вы правы. Я понимаю боль людей и им благодарен», - заявил "НИ" доктор исторических наук, руководитель Новодевичьей экспедиции Института археологии РАН Леонид Беляев.
Мы поинтересовались дальнейшей судьбой этих надгробий. Как известно, в разных странах в подобных случаях поступают по-разному, но всегда иначе. Где-то устраивают «музей под открытым небом», укрывая остатки разрушенных памятников, не подлежащих восстановлению, стеклом , где-то ухаживают за ними, устанавливают таблички, ограничивают проход к ним. Примеров монументов , которые не пощадила история или которые были извлечены при раскопках, пострадали от времени, но тем не менее представляют интерес, немало. Но ведь ни остатки колонн Парфенона в Греции, ни развалины в «лабиринте Минотавра» на Крите никто не смешивает со строительной техникой. Но никто не разбивает в таких местах газоны, не прокладывает коммуникации, асфальтированные дорожки и не устанавливает строительную технику. Подход к таким местам ограничивают. Конечно, остатки Некрополя Новодевичьего монастыря уступает по своей ценности греческому Парфенону, но от этого надгробия 18-19 веков не перестают быть частью нашей общей российской истории.
«По нашим данным, эти надгробия сняли еще в 20-е годы 20-го века. Тогда, после установления советской власти, происходило тотальное уничтожение некрополя. От многих надгробий остались лишь фрагменты архитектурных форм. Теперь, после поступивших сигналов, всё собрано. Строители будут аккуратнее. Но некоторые камни придется перемещать. Есть разные предложения. Возможно, часть надгробий перевезем в галерею Смоленского собора. Порядка десяти будут идентифицированы. Но найти для них место – большая работа. Мы только начали движение по созданию рабочей группы», - заявил доктор исторических наук Леонид Беляев.
В прокуратуре Москвы пока не комментируют произошедшее с надгробиями на территории Новодевичьего монастыря. Но возникают закономерные вопросы и к подрядчику, и к координаторам работ по реконструкции объекта культурного наследия ЮНЕСКО. Ведь не пришел же подрядчик с рабочими самовольно прокладывать коммуникации на территории бывшего Некрополя, походя небрежно устраняя всё, что мешает прокладке дорожек и газонов.
«Местные активисты, наблюдающие за происходящим там, рассказывают жутковатые истории. Две москвички, которых я встретила на территории бывшего Некрополя, ждали приезда муниципального депутата, чтобы разобраться с вопиющими случаями, свидетелями которых они, с их слов, стали. Они рассказали, например, что некоторое время назад с территории Некрополя выносили мешок с костями. Когда местные активисты спросили, что с этим будет, получили лаконичный ответ: «В братской могиле всё захороним», - рассказывает искусствовед Мария Санти, обследовавшая территорию разрушенного Некрополя.
При этом представитель подрядчика Юлия Максимова рапортует: «Есть очищенные от пыли и мусора надгробия, их пытаются идентифицировать». И на федеральных телеканалах бодро звучит: "Компания АО ПО «РЕМЖИЛСТРОЙ» по праву гордится своим полноценным участием в реставрации одного старейшего из действующих женских монастырей столицы – Новодевичьего монастыря!".
Как известно, у нас в столице в последнее время укладка коммуникаций, дорожек, бордюров - в особом приоритете. Так произошло даже при реставрации Новодевичьего монастыря: строителям фактически позволили распоряжаться по своему усмотрению остатками старинного некрополя. И тут хочется напомнить: реставрация исторического памятника, внесенного в список ЮНЕСКО – это не строительство дублёра или новой магистрали. Тут нужны другие принципы и другая, если хотите, ментальность. Если в мэрии Москвы этого так и не поймут - ни прокуратура, ни академики с искусствоведами не смогут защитить историю от уничтожения.