Posted 17 сентября 2019,, 10:38

Published 17 сентября 2019,, 10:38

Modified 7 марта, 15:50

Updated 7 марта, 15:50

Вячеслав Шмыров расскажет, как разминулись Жжёнов и Оболенский

Вячеслав Шмыров расскажет, как разминулись Жжёнов и Оболенский

17 сентября 2019, 10:38
Расскажет киновед Слава Шмыров в лекции из цикла "Урал кинематографический" - в Екатеринбургском «Ельцин-центре»

Диляра Тасбулатова

…Но это для меня он «Слава», для других же - известный киновед, академик премии "Ника", преподаватель ГИТИСа и руководитель Киноклуба Ельцин-Центра.

Так и есть – действительно известный киновед, это не риторическая фигура: именно что «вед», тот, кто ведает, то есть знает досконально. Память у него, конечно, на зависть: Слава занимается советским кино, историю которого он знает не по учебникам, а, так сказать, вживую, хотя еще и достаточно молод. Ну, по крайней мере для того, чтобы знать Эйзенштейна: чтобы близко дружить с Рязановым – в самый раз. И не только с ним: мне кажется, он знает ВСЕХ кинематографистов России (да и не только России, СССР или СНГ – тоже) и если вам нужно что-то узнать, обращайтесь (телефон, правда, не дам). Причем знает лично, во всей, так сказать, полноте их индидуальности – даже и с недостатками, заскоками, безумствами; да и у кого их нет, помилуйте. В Фейсбуке он иногда пишет о них – с теплотой, ностальгически, остроумно, рассказывая байки – но не только: Слава умеет расставить акценты, понимая, какое звено в цепи разнообразнейшего явления под названием «советское кино» тот или иной актер. Или актриса. Или режиссер. Художник кино, композитор – кто угодно. Вплоть до осветителя. Надо сказать, что его любовь к кинематографическим «старикам» взаимна: хотя он и испытывает перед ними пиетет и как никто понимает их подлинное место в истории кино, это не формальное преклонение перед селебрити, не репортерское придыхание, тут разговор на равных.

В общем, не Слава, а живая история кино: он и сам его часть, думаю, существенная, ибо занимает нишу никем не освоенную. Он и летописец, и организатор встреч «стариков» со зрителями, и модератор, и киновед: и всё это в одном лице.

18 сентября Слава, а вернее Вячеслав Юрьевич Шмыров прочтет в Ельцин-центре, в Екатеринбурге, лекцию о двух великих актерах, Жжёнове и Оболенском, кого судьба в разные годы приводила в Свердловск, ныне Екатеринбург. После отсидки в сталинских лагерях…

Шмыров:

Они жили в одну эпоху, но в разных городах. А потом и отбывали сроки тоже по-разному. Пионер отечественного кино Леонид Леонидович Оболенский, буквально за руку приведший в кинематограф Сергея Эйзенштейна (познакомились на репетициях у Мейерхольда), после войны оказался в Минусинске, а Георгий Степанович Жжёнов, будущий народный артист СССР и исполнитель главной роли в культовых фильмах про резидента, еще до войны попал в Магадан.

В 1946 году Жжёнов оказался в Свердловске, появилась, как казалось, удачная возможность вернуться к мирной творческой жизни и поработать на киностудии. Но ненадолго, потому что отсидевших один раз Сталин решил посадить вторично. А Оболенский прибыл в столицу Урала и тоже на киностудию только через десять лет. И хотя повторно его уже никто не сажал (времена изменились), но отсутствие справки о реабилитации, как и природное умение создавать вокруг себя богемную среду (тлетворно влияющую, как известно, на подрастающее поколение!), буквально выдавливало его в самую что ни на есть уральскую глубинку.

После Свердловска с киностудией был Челябинск с создавшимся телецентром, а после Челябинска – Миасс, где кинематографист с уникальным опытом, когда-то присутствовавший на съемках «Голубого ангела» и получивший в подарок от Марлен Дитрих тур вальса, заведовал скромным фотокружком.

Оболенский и Жжёнов познакомились только в 1978 году на съемках фильма «Чужая». И с тех пор никогда уже не теряли из вида друг друга. Когда после смерти Леонида Леонидовича, уже в перестроечные времена, в Челябинске открыли его музей, первым приехал поддержать энтузиастов Георгий Степанович. Он-то хорошо понимал, что это не счастливый финал хоть и посмертной жизни Леонида Оболенского, а только начало нового акта драмы. И, действительно, три года назад под воздействием коммунистов из городской думы власти Челябинска пошли на беспрецедентный шаг – лишили музей Оболенского самостоятельного юридического статуса и сделали филиалом кинотеатра…»

PS

Интересный «концепт» - посмертная тяжба властей с великим актером. Мало ему, видно, Сталина было...

"