Posted 16 сентября 2012,, 20:00

Published 16 сентября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:38

Updated 8 марта, 05:38

Талантлива вдвойне

Талантлива вдвойне

16 сентября 2012, 20:00
Поздравляя Ирину Мирошниченко с юбилеем, Олег Табаков сказал: «Я знаю тебя не только с социально-трудовой и социально-правовой стороны, но и с социально-матримониальной. Ты была женой моего доброго приятеля. Ты человек верный, что по нынешним временам редкость...» Впрочем, худрук МХТ имел в виду не только супружеские к

О том, что имя Ирины Мирошниченко прочно ассоциируется с Художественным театром, говорил каждый, кто выходил в этот вечер на сцену, – Владимир Зельдин, Борис Клюев, Вера Алентова и Владимир Меньшов, музыкант Сергей Жилин, Иосиф Кобзон и многие другие. Разве что Анита Цой, давняя приятельница актрисы, сказала, что в театре бывает редко и поэтому сегодня «открыла для себя Ирину как драматическую актрису» (в первой части вечера шла ефремовская «Чайка» с Мирошниченко в роли Аркадиной).

На вечере Ирины Мирошниченко не было официоза и бесконечного чтения телеграмм. Мхатовцы построили его как череду сюрпризов: то прозвучал музыкальный подарок от артистов Большого театра (как бы иллюстрируя музыкальный талант юбилярши), то однокурсница актрисы Вера Алентова напомнила, что красота – это тоже талант, и «поэтому Ирочка талантлива вдвойне».

Настоящим же сюрпризом было появление у микрофона Евгения Радомысленского – того самого педагога Школы-студии МХАТ, который раньше других заметил талант Ирины Мирошниченко. Фактически благодаря ему она и попала на эту сцену.

«В тот год, когда Ирина поступала в Школу-студию, среди девушек был конкурс – 251 человек на место. Поэтому я был посажен их отсеивать. И вдруг в нашу седьмую аудиторию зашла очередная девочка – юбочка колоколом, стройненькие ножки (я обратил тогда внимание!) и безграничное обаяние. Для виду я начал слушать ее басню и вдруг, вместо того чтобы сказать: «Извините, приходите на следующий год», – я отправил Ирочку сразу на третий тур».

Актриса поправила педагога: «Не на третий, а на второй». И рассказала зрителям, что из всего курса одна из немногих попала именно на мхатовскую сцену: «Это был, страшно сказать, 1965 год. Меня взяли во МХАТ, и ректор Школы-студии Вениамин Захарович Радомысленский (отец Евгения. – «НИ») пригласил меня в свой кабинет и спросил: «Какие роли ты хотела бы играть? Есть ли заветная мечта?» И я ответила, что хочу играть в мюзикле. Надо было видеть в тот момент Вениамина Захаровича. Он удивленно на меня посмотрел, потому что слово «мюзикл» было как мат, и сказал: «Только я тебя прошу, никому об этом не рассказывай».

Впрочем, с годами Ирина Мирошниченко все равно запела со сцены и сегодня, как известно, выступает с сольными концертами. На эту тему пошутил один из ведущих вечера – Игорь Золотовицкий, который под занавес сказал: «А сейчас начинается третье отделение – девятнадцать песен от Ирины Мирошниченко».

Правда, вместо песен актриса обратилась к зрителям: «Много-много лет назад на этой сцене мы репетировали «Перламутровую Зинаиду», а в массовке отплясывал Женя Писарев, нынешний худрук Театра Пушкина. Вот если бы мне в то время кто-нибудь сказал, что наступит эта ужасная цифра и будет вечер в мою честь, – я бы не поверила. Я так счастлива, что у меня нет возможности выразить это. Моя мама всегда сидела в зрительном зале, и я на своих предшествующих юбилеях стеснялась ее поднять и сказать прилюдно спасибо, потому что она была очень стеснительный человек. Но именно она сделала все для того, чтобы я в этом театре выросла, выучилась и полюбила его всем сердцем. У меня было много горьких минут, о которых вы не знаете. Но все компенсируется, и приходит хорошее. Поэтому не бойтесь лет, не бойтесь возраста, не бойтесь перипетий в жизни. Знайте, что всегда есть добро и удивительная человеческая сердечность, которая исходит не только от близких, но и от твоих коллег. И это добро ты получишь. Тебе воздастся за все то, что ты кладешь на алтарь жизни и на алтарь сцены».

"