Posted 16 августа 2015,, 21:00

Published 16 августа 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:33

Updated 8 марта, 03:33

Счастливый час для наград

Счастливый час для наград

16 августа 2015, 21:00
«Золотой леопард» – главный приз 68-го Международного кинофестиваля в Локарно – достался фильму корейского режиссера Хон Сан Су «Прямо сейчас, а не потом». Решение довольно неожиданное, ведь в конкурсе было много фильмов гораздо более амбициозных и серьезных.

Однако решение жюри присудить первый приз картине «Прямо сейчас, а не потом» объяснимо: корейский фильм покорил своим остроумием и легкостью. Это – представленная в двух версиях лирическая комедия про кинорежиссера, который приезжает из столицы в провинцию показать и обсудить свою картину. Он знакомится с местной девушкой, завязывается флирт, они гуляют, болтают, выпивают. Принятый на грудь героем излишек спиртного играет важную роль в сюжете, как и его признание в том, что он женат. Тем не менее во второй – оптимистической – версии любовная история не завершается фиаско: героиня приходит посмотреть фильм режиссера, за кадром маячит продолжение романа.

Хон Сан Су – давний любимец международных фестивалей. Он сталкивает реальность и воображение, внутренний мир художника и его внешний имидж, иронизирует над мифологией звездной популярности, поверхностно рефлексирует и стремится к спонтанной форме в духе французской «новой волны», когда эстетство не мешает импровизации, а умозрительность смешивается с сентиментальностью. Его фильмы часто повторяют один другой, но нынешний образец – из лучших, и жюри расщедрилось, не только выдав ему главный приз, но и наградив исполнителя главной роли: Чон Чжэ Ен изящно пародирует самого режиссера, известного пристрастием к алкоголю.

Лучших актрис, согласно вердикту жюри, оказалось сразу четыре: это Танака Саши, Кикучи Хазуки, Минара Маико, Кавамура Рира, сыгравшие четырех подруг в японском фильме «Счастливый час». Вдобавок его автор Хамагучи Рюсуке отмечен наградой за сценарий. Учитывая, что картина длится – да-да – больше пяти часов, жюри оказалось выносливым и благодарным, а ведь входили в него люди не самые молодые: 88-летний режиссер Джерри Шацберг и 70-летний актер Удо Кир.

«Счастливый час» – кинороман с чудесными женскими портретами и пронзительными бергмановскими интонациями – отмечен вполне заслуженно. Как и израильский «Тиккун» Авишая Сивана, награжденный Специальным призом жюри, а также за операторскую работу. Название картины взято из каббалы и означает процесс исправления мира. Главный герой не знает ничего, кроме родительского дома и иешивы – и вдруг открывает жизнь собственного тела, что приводит к непредсказуемым последствиям. Картина черно-белая и довольно идиосинкразическая; тем не менее она впечатляет и своим художественным радикализмом, и тем, что представляет собой жесткое актуальное высказывание против ортодоксии и фанатизма.

Только один из призов вызывает серьезные сомнения: за режиссуру наградили Анджея Жулавского, чей «Космос» (по роману Гомбровича) смотрится довольно архаично. Жаль, что за пределами призового списка остались и «Брат Дэян» Бакура Бакурадзе, представлявший Россию с Сербией, и «Зимняя песня» Отара Иоселиани, соединившая в копродукции Францию с Грузией. Новая работа грузинского классика повторяет мотивы его прежних картин – от «Фаворитов луны» и «Охоты на бабочек» до «Разбойников», доводя эти мотивы до критической кондиции: апофеозом становится раздавленный катком бомж, которого в уплощенном виде просовывают под дверь. Это, несомненно, образ деградирующей европейской цивилизации, который вызывает у Иоселиани чувство негодования и брезгливости: места для ностальгии уже практически не осталось.

Среди других событий, связанных с нашими соотечественниками, настоящими и бывшими, отметим вручение почетного «Леопарда» за карьеру Марлену Хуциеву (его фильмы показывались при полных залах), а также награду в дебютной секции для документальной ленты Елены Хоревой «Киев – Москва. Часть первая» (съемки Майдана и сопутствующих событий). Швейцарские критики отметили специальным призом «Золотой боккалино» Никиту Михалкова по случаю 120-й годовщины со дня изобретения кинематографа.

Фестиваль в Локарно дал возможность желающим пройти краткий курс истории мирового кино. Например – отсмотреть ретроспективу Сэма Пекинпа, увидеть реставрированные копии классических фильмов «Кулаки в кармане» Марко Беллоккьо, «Охотник на оленей» Майкла Чимино, «Саламандра» Алена Таннера. Несмотря на жару и сменившие ее проливные дожди, каждый вечер публика заполняла открытый кинотеатр на пьяцце Гранде, вмещающий до восьми тыс. человек. А всего за 11 дней фестиваля его просмотры посетили 164 тыс. зрителей. Это, правда, на три тысячи меньше прошлогоднего показателя. Чуть меньше приехало и журналистов (937 вместо 962), что связано не только с кризисом, но и с ростом стоимости швейцарского франка. А вот представителей киноиндустрии это не остановило: их число даже выросло и составило 1105 аккредитованных участников.

"