Posted 16 августа 2006,, 20:00

Published 16 августа 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:07

Updated 8 марта, 09:07

Кукольная кровь

Кукольная кровь

16 августа 2006, 20:00
Теплоход с аниматорами пока продолжает свое плавание по Волге, однако конкурсная программа уже вся просмотрена. Дело теперь за жюри, которое на торжественной церемонии в Нижнем Новгороде объявит свое решение. Главной же тенденцией нынешнего мульт-сезона стала его кровожадность.

Пытаться предсказать, кому достанутся призы, занятие безнадежное. Особенно в случае с анимационными короткометражками: из бесконечного разнообразия техник, сюжетов, настроений каждый выбирает нечто свое. Некоторые предпочитают зрелищное кино, вроде «Моей девушки из ада» Тима Вайманна и Тома Брахта. Этот рассказ о грустном Дьяволе, решившем обзавестись подружкой, мог бы принадлежать какой-нибудь большой студии вроде Pixar’а, настолько шикарно он сделан. Другим зрителям милее кино простое и незамысловатое, как «Суббота»: в примитивистском рисунке финский режиссер Анна Виртанен изображает, как колготки сбегают от своих владельцев и устраивают дискотеку. А кому-то нравятся фильмы, лишенные сюжета и построенные исключительно на красоте рисунка и изяществе движения, как, например, «Рыба» Махмуда Фахринеджада. Камера путешествует со стайкой рыб: постоянно меняются планы, проносятся подводные пейзажи и по объективу хлещут водоросли. Однако никакого реализма: фильм нарисован черной акварелью на желтоватой бумаге.

И все же, несмотря на разнообразие, в фестивальных показах почти всегда можно выделить некую доминирующую тему, которая бывает ярко и выразительно заявлена сразу в ряде фильмов. Например, на прошлом дебютном «КРОКе» очень многие работы были наполнены мрачными прогнозами относительно будущего планеты и поражали своей депрессивностью. А в этом году в молодых режиссерах проснулась, похоже, жажда крови.

Например, один из самых заметных фильмов фестиваля – «Пища» Маи Губи – рассказывает о бабушке, которая кормит уточек. День за днем пухленькая старушка приносит уточкам хлебушек. До тех пор, пока птички не становятся тоже очень пухленькими. Тогда милая пожилая дама берет ружье, и беленькие уточки расплываются на экране кровавыми пятнами. Вплоть до финальных кадров зритель наблюдает необыкновенной красоты картинку, так что жестокий конец действует, словно ушат холодной воды.

Другой выразительный фильм «Звери» тоже немилосерден к животным. Каким только испытаниям не подвергает режиссер Дирк Вершуре своих несчастных героев. Например, в одной из пяти частей фильма он насылает жуткую эпидемию на стаю пингвинов – они начинают по очереди желтеть, а потом разрываться на части.

Людям, впрочем, не меньше достается от аниматоров-дебютантов. Действие «Победы в метро» Александера Изерта разворачивается на обычной платформе подземки. Каждый раз в момент прибытия поезда из стены выдвигается балка, сталкивая какого-нибудь пассажира на рельсы, и экран опять же заливает красная краска. А еще один замечательный бельгийский фильм «Настоящие друзья» Йеля де Бейля – это истинный гимн мизантропии. Речь идет о несчастном одиноком сером человечке, который в начале фильма грустно ест в своем сером домике серую рыбку. Вдруг появляется цветная кукольная девочка и начинает очень активно дружиться с героем. В результате тот попадает в очень красочный мир, наполненный неимоверно доброжелательными существами. Здесь все постоянно улыбаются и лезут обниматься. К финалу, понятное дело, герой звереет и пытается пристрелить одного из обитателей этой Утопии. Но ничего-то ему не удается, поскольку в таком мире убийство совершить невозможно – здесь даже ствол ружья имеет в разрезе форму сердца.

Эта последняя история, надо сказать, предупреждает любые возможные упреки в адрес предыдущих. Ведь несмотря на то, что фильмы позитивные приятнее жестоких, от сплошной позитивности тоже бывает тошно.

"